Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Расширенный поиск
№ 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА НОМЕРА

8-36 1
Аннотация

Цель. Реконструкция моделей школьного образования в истории России XX–XXI вв. Проведение их сравнительного анализа в перспективе формирования нового стратегического курса Российской Федерации в сфере образования

Процедуры и методы. Ключевым используемым в исследовании методом явился метод исторической компаративистики, позволивший провести сопоставление моделей школьного образования в России в фокусе максимизации образовательных и воспитательных потенциалов российской школы.

Результаты. Проведённое рассмотрение позволило выявить десять исторических моделей российской школы, различаемых по своим целевым установкам и педагогическим подходам. Каждая из моделей обнаруживает контекстность идеологическим трансформациям в истории России. Наибольшие потенциалы при проведении сравнительного анализа обнаруживают модели неоклассической школы и школы фундаментальных наук.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования направлены на целевое использование при формировании стратегического курса политики в сфере образования в Российской Федерации на современном этапе.

37-49 1
Аннотация

Цель. Целью исследования является анализ влияния православной антропологии на формирование цивилизационной идентичности России через призму образовательных практик XI–XXI вв. и разработка стратегий интеграции онтоантропологических оснований в современную образовательную систему для преодоления онтоантропологического разрыва, вызванного глобализацией и вестернизацией.

Процедура и методы. Исследование опирается на междисциплинарный подход, включающий историко-философскую реконструкцию для анализа трансформации онтоантропологических оснований российского образования на основе ключевых текстов (от древнерусских церковных книг до современных образовательных стандартов). Применяется цивилизационно-компаративный анализ для оценки когерентности российских образовательных практик глобальным трендам, а также дискурс-анализ институциональных практик образования в исторической ретроспективе. Для разработки интегративной стратегии использован метод концептуального синтеза.

Результаты. Установлено, что православная антропология, акцентирующая соборность, жертвенность и обожение, является константной основой русской цивилизационной идентичности. Её ослабление в образовательных практиках под влиянием вестернизации привело к онтоантропологическому разрыву, вызвавшему кризис идентичности и геополитическую десубъективацию. Актуализация православной антропологии в образовании через литургические практики и цифровые форматы способна преодолеть этот разрыв, укрепляя цивилизационный суверенитет.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в обосновании православной антропологии как системообразующего элемента русской цивилизационной идентичности и выявлении её литургической природы. Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по интеграции онтоантропологических оснований в образовательную систему на всех уровнях (дошкольное, школьное, вузовское) для формирования духовно-нравственного фундамента личности и укрепления цивилизационного суверенитета России.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

50-61 4
Аннотация

Цель. Выявление сущности и содержания дискуссий о возможности организации мелкой земской единицы на базе православного прихода в позднеимперской России.

Процедуры и методы. Исследование основано на корпусе трудов ряда российских публицистов конца XIX – начала ХХ вв., а также на материалах периодической печати и трудов местных комитетов Особого Совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Постановка проблемы обусловила применение междисциплинарного подхода и обращение к историко-правовому методу.

Результаты. Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что авторы рассмотренных проектов считали православный приход наиболее естественной ячейкой самоуправления, в отличие от волости. Установлено, что в основе предложенных проектов стояла идея единения всех прихожан, в ряде проектов отсутствовало требование имущественного ценза.

Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование является первым, детально рассматривающим место православного прихода в концепциях организации мелкой земской единицы в позднеимперской России.1

62-74 4
Аннотация

Цель. Изучить природу массового голода, возникшего в 1942–1945 гг., на территории Орловской области РСФСР

Процедура и методы. Проанализировано большое количество документов из регионального архива, а также краеведческой литературы по соответствующему периоду. Использованы: сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-системный и логический методы исторического исследования.

Результаты. В результате исследования комплексно рассмотрена сложившаяся ситуация в Орловской области РСФСР в период 1942–1945 гг., определены причины голода, выявлены количество жертв и какие меры предпринимались государственными и местными властями для помощи жителям региона.

Теоретическая и/или практическая значимость. Детально исследован ранее малоизученный и малоосвещаемый в силу идеолого-политических причин региональный эпизод Великой Отечественной Войны, изучение которого позволит составить более полную картину о жизни Орловской области в период Великой Отечественной Войны и последствиях данной войны для гражданского населения. Вместе с этим исследование позволяет опровергнуть ряд исторических мифов: 1) после освобождения от немецко-фашистских захватчиков заканчивались все трудности; 2) советские власти никак не помогали пострадавшему населению, обрекая его на гибель. Данные исследования могут быть полезны местным краеведам и всем, кто занимается изучением Великой Отечественной войны.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

75-86 1
Аннотация

Цель. Систематизация философских воззрений Заки Наджиба Ибрахима аль-Арсузи, одного из основателей, идеологов и теоретиков Партии арабского социалистического возрождения.

Процедура и методы. Изучение и введение в отечественную историографию основных лингвофилософских теорий и националистических доктрин Заки аль-Арсузи.

Результаты. Лейтмотивом воззрений аль-Арсузи являлось предположение о том, что структура арабского языка определяет, как и каким образом мыслит носитель этого языка, и что именно язык формирует мировоззрение говорящего на нём. Эти идеи находят своё отражение в гипотезе лингвистической относительности Сепира–Уорфа: структура языка, заложенная в нём система понятий, детерминирует способ познания окружающей реальности. Философская картина мира аль-Арсузи направлена на нахождение интуитивного способа распознавания глубинной, метафизической сути вещей посредством арабского языка; в свою очередь на её развитие главным образом повлияли работы Иоганна Готлиба Фихте и Анри Бергсона.

Теоретическая и/или практическая значимость Теоретический аспект работы способствует развитию исследований в области национальной философии Арабского мира и арабской интеллектуальной традиции Нового времени. В практическом смысле исследование вносит вклад в анализ идеологического базиса арабского национализма, что необходимо для лучшего понимания культурно-идеологических основ региональной политики.1

87-94 1
Аннотация

Цель. Выявление основ представлений руководства США о месте Соглашения о ленд-лизе в системе миропорядка, создаваемого США, начиная с 1823 по 1941 г.

Процедуры и методы. Проведены краткий анализ внешнеполитических доктрин США в XIX – первой половине XX вв. и анализ пунктов в Соглашении о ленд-лизе, которые исходят из доктринальных внешнеполитических установок США. Ключевой метод проводимого исследования – реинтерпретация опубликованных дипломатических исторических источников.

Результаты. Основной вывод научной статьи – доктрина американоцентризма, лидерства США минимум трижды проходит «красной нитью» в Соглашении о ленд-лизе, она является важной частью идеологии ленд-лиза и не предполагает равноправных отношений США с СССР.1

Теоретическая и/или практическая значимость. Перспективы исследования видятся в продолжении анализа ялтинско-потсдамских соглашений в свете представленных в данной научной статье выводов о ленд-лизе. Выносится предположение, что попытка навязать США равноправные соглашения в Ялте и Потсдаме привела к отторжению самого духа Ялты и Потсдама.

ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

95-108 1
Аннотация

Цель. Раскрыть информационные возможности комплекса документов о работе в деревне студентов Ленинградского политехникума путей сообщения им. Ф.Э. Дзержинского в контексте проблематики социалистической перестройки деревни в первое послереволюционное десятилетие.

Процедура и методы. Осуществлены процедуры классификации, систематизации, структурного анализа и научного описания массива архивных документов.

Результаты. Дана источниковедческая характеристика материалов. Рассмотрен видовой состав документов, относящихся к работе студентов среди крестьян. Раскрыто их формальное своеобразие и конкретные особенности содержания. Обсуждены возможности привлечения данных источников для исследования быта, хозяйственного уклада и умонастроений крестьянства, проблем осуществления программы модернизации деревни в период НЭП, а также участия в данном процессе советского студенчества.

Теоретическая и/или практическая значимость. Анализ документов позволил выделить основные задачи, поставленные партией и правительством перед лицами, направленными в сельскую местность, понять их роль в обеспечении связи между советским государством и деревней и проведении в жизнь актуальных политико-экономических установок.

109-118 1
Аннотация

Цель. Историографический анализ научной литературы по проблеме периодизации и особенностям отечественной историографии Афганской войны 1979–1989 гг.

Процедура и методы. Изучены публикации, посвящённые участию ограниченного контингента
советских войск в войне в Афганистане 1979–1989 гг. Исследование базируется на принципах историзма и научной объективности. Применены основные методы историографического
анализа: историко-генетический, сравнительно-исторический, типологический, историко-системный.
Результаты. На основании изучения историографии Афганской войны 1979–1989 гг. были
выявлены 3 основных периода: советский, постсоветский (1990-е гг.) и современный (2000-е
и до наших дней). Дана характеристика ключевых особенностей каждого.
Теоретическая и/или практическая значимость. Изучена проблематика историографии участия ограниченного контингента советских войск в Афганистане 1979–1989-х гг., проведена
систематизация, выделены периоды, раскрыты ключевые особенности каждого из них. Результаты проведённого анализа могут быть использованы при разработке учебных пособий и
монографий по новейшей Отечественной истории

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

119-129 1
Аннотация

Цель. Анализ и изучение борьбы с международным терроризмом, а также связи между возникновением и распространением радикальных течений и международным терроризмом.1

Методы. Проведены сравнительный анализ особенностей функционирования радикальных течений, их взаимосвязь с международным терроризмом и США. Рассмотрены современные инструменты борьбы с международным терроризмом. Проанализировано влияние США и радикально настроенных террористических организаций на дестабилизацию ситуации в мире, в особенности на такие регионы, где есть сырьевые ресурсы, необходимые для США. В работе использованы методы исследования: исторический, логический, обобщения и анализа информации.

Результаты. Выявлены связи, касающиеся деятельности США по вмешательству во внутренние дела государств, обладающих богатыми источниками природных ресурсов. Установлены факты, что радикальные организации создаются спецслужбами США для разжигания внутри стран ненависти, радикализации населения. Определено, что самым продуктивным методом борьбы с международным терроризмом является предотвращение условий для его развития и распространения.

Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы работы могут быть использованы для подготовки занятий, написания монографий и учебников по политологии, международным отношениям, международной безопасности, геополитике.

130-142 1
Аннотация

Цель. Анализ преемственности американской стратегической культуры в стратегиях национальной безопасности США.

Методы. Специфика исследования обусловила применения контент- и дискурс-анализа этого ряда стратегических документов.

Результаты. Проведённый анализ преемственности стратегий национальной безопасности показал, что во главе угла американской внешней политики стоит доктринальное выражение национальной стратегической культуры вне зависимости от партийной принадлежности администраций и президентов Соединённых Штатов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Систематизированы элементы стратегической культуры США. Предложено использование контент- и дискурс анализа для выявления повторяемости риторики американских документов стратегического планирования. Полученные результаты применимы для прогнозирования внешнеполитического курса США. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5156 (Print)
ISSN 2949-5164 (Online)