ТЕМА НОМЕРА
Цель. Разработать научно-методические рекомендации переосмысления истории Второй мировой и Великой Отечественной войн на основе методологии цивилизационного подхода в перспективе формирования новых учебников по истории России.
Процедуры и методы. Методологическую основу исследования составил цивилизационный подход в понимании общественного развития, в соответствии с которым были предложены рекомендации к раскрытию истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Результаты. В процессе исследования были обнаружены существенные расхождения доминировавших в историографии и образовательном процессе подходов в освещении истории Второй мировой и Великой Отечественной войн с базовыми положения теории цивилизаций. Переход на позиции цивилизационного подхода определяет переосмысление Великой Отечественной войны как войны цивилизационной, в которой столкнулись Российская цивилизация и фактически объединённая Германией цивилизация Европы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования ориентированы на использование их в образовательном процессе, разработке новых подходов к преподаванию истории.
Цель. Исследовать возможность применения психоаналитических концепций (в частности, концепции бессознательного, эдипова комплекса и модели Феликса Гваттари) для анализа цивилизаций, этносоциологии и построения модели вестернологии, используя их как инструмент сравнительного анализа и прояснения сложных соответствий между различными куль- турами.
Процедура и методы. В исследовании проведены анализ психоаналитической топики, сфокусированный на концепции бессознательного (Id) и его применении к пониманию цивилизационного бессознательного и сравнительный анализ различных цивилизаций через призму предложенной модели; применена эдипальная модель генезиса культур к анализу исторических и политических процессов, таких как распад империй, формирование национальных государств и смена политических систем.1
Результаты. Предполагается, что применение психоаналитических концепций позволит вы- явить глубинные, бессознательные структуры, формирующие цивилизации и их взаимоотношения.
Теоретическая и/или практическая значимость. Предложенный подход может расширить инструментарий изучения цивилизаций, обогатить вестернологию, предложив новые интерпретационные модели. Практическая значимость работы заключается в возможности более глубокого понимания современных геополитических процессов через призму бессознательных структур, заложенных в историческом развитии цивилизаций.
Цель. Исследование смыслового содержания понятий «идеология» и «пропаганда», вопросов их развития и эволюции в различных исторических эпохах.
Процедура и методы. Рассмотрено соотношение понятий «идеология» и «ценности», «пропаганда» и «просвещение», изучены особенности использования этих терминов в современном российском политическом языке. Были применены принципы объективности, научности и историзма.
Результаты. В статье подробно анализируется юридический и политический смысл содержания ст. 13 Конституции Российской Федерации. Сделан вывод о присутствии в российском обществе идеологической доминанты, опирающейся на общенациональный мировоззрен- ческий консенсус по наиболее важным и значимым вопросам развития страны. Согласно выводам, термины «идеология» и «ценности», «пропаганда» и «просвещение» отражают различные аспекты близких по своей сути социально-политических явлений и не являются антагонистичными. При этом, с точки зрения эффективности передачи социальных практик, использование понятий «идеология» и «пропаганда» имеет преимущества перед иными терминологическими вариантами.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты применимы при осуществлении деятельности в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Цель. Изучить особенности отражения концепции «Россия – государство-цивилизация» в школьных учебниках истории, её трансформации в разные исторические периоды и идеологические установки, определившие становление концепции.
Процедура и методы. В основе исследования – материалы сравнительно-историографического анализа школьных учебников истории Отечества с середины ХIХ в. по настоящее время.
Результаты. Выявлены особенности становления концепции «Россия – государство-цивилизация» и её трансформации в школьных учебниках за последние полвека. Анализируемая концепция на страницах научной литературы появилась совсем недавно, однако она имеет длительную историю становления.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области отечественной историографии, школьными учителями при подготовке к урокам, а также авторами учебников по истории Отечества.
Цель. Обосновать значимость этнокультурного достояния для формирования российской цивилизационной идентичности, а также выявить угрозы, связанные с искусственным конструированием идентичности в условиях глобализации и политизации этничности.
Процедура и методы. В исследовании были проанализированы нормативные акты (Федеральный закон № 402-ФЗ, Указы президента РФ №№ 809, 314, 702) с целью выявления пред- ставленного в них подхода к этнической идентичности. На основе анализа этих документов был определён доминирующий эссенциалистский подход, подчёркивающий устойчивость и преемственность культурных форм. Посредством использования сопоставительного исследования теоретических подходов (эссенциализм, конструктивизм, инструментализм) и сравнительного анализа работ, посвящённых проблематике идентичности, была выявлена и эксплицирована связь между этнической и российской цивилизационной идентичностью.
Результаты. Установлено, что российское правовое поле базируется на эссенциалистском понимании этничности, подчёркивающем устойчивость культурных форм. Выявлены риски конструктивизма и инструментализма, ведущие к размыванию традиционных ценностей. Обоснована роль этнокультурного наследия как инструмента сохранения цивилизационной идентичности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Систематизированы подходы к изучению идентичности. Предложены меры по интеграции традиционных ценностей в образовательные программы и поддержку локальных культурных инициатив для укрепления межэтнического согласия.
Цель. Выявить особенности цивилизационного подхода в философско-политическом дискурсе КНР в контексте формирования многополярного мироустройства. В работе ставится задача проанализировать генеалогию данного подхода, акцентирующего уникальность культурных моделей и альтернативность универсалистским концепциям западного образца, а также выявить специфику его китайской интерпретации. Особое внимание уделяется анализу традиционных философских оснований концептуализации культуры в Китае и их современным политико-теоретическим проекциям. Исследование призвано продемонстрировать, как китайская версия цивилизационного подхода формирует теоретическую основу для альтернативных моделей глобального миропорядка в условиях кризиса западной гегемонии.
Процедура и методы. Исследование базируется на системно-историческом подходе для анализа цивилизационного подхода в китайском философско-политическом дискурсе. Историко- генетический метод был использован исследователями для выявления истоков и эволюции данного подхода. В рамках дискурс-анализа раскрыты смысловые структуры современных концепций «геоцивилизации» и «цивилизационного государства». Благодаря историко-теоретическому анализу китайских классических философских текстов показана их преемственность в современном политическом дискурсе.
Результаты. Выявлено, что современная многополярность формируется как ответ на кризис западной модели глобализации, при этом китайский цивилизационный подход предлагает альтернативную парадигму мироустройства. Цивилизационный подход в китайской интерпретации сочетает традиционные философские концепции с современными политическими теориями, образуя оригинальные формы. Показано, что концепции «геоцивилизации» и «цивилизационного государства» в КНР служат теоретическим обоснованием многополярного мирового порядка, подчёркивая культурную специфику как основу политического суверенитета. Доказано, что китайская версия цивилизационного подхода предлагает принципиально иную, незападную модель глобального управления, основанную на признании культурного многообразия и отказе от универсальных стандартов развития.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование расширяет понимание процессов формирования многополярного мира, предлагая теоретический аппарат для изучения феномена «цивилизационного государства» на стыке традиционной китайской философии и современных политических доктрин. Практическая ценность исследования состоит в предоставлении аналитического инструментария для осмысления внешнеполитических стратегий КНР и других незападных центров силы, что особенно актуально в условиях трансформации международного порядка. Полученные выводы могут быть использованы при разработке альтернативных моделей глобального управления, основанных на признании культурного многообразия и цивилизационной специфики различных регионов мира.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Цель. Проанализировать слабоизученные или до сих пор не рассмотренные важнейшие аспекты так называемой Архипелагской экспедиции русского военно-морского флота во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг., её роль и значение в решении проблемы укрепления России на северном побережье Чёрного моря во второй половине XVIII в.
Процедура и методы. В работе использован системный подход, который дал возможность провести всесторонний и объективный анализ поставленной проблемы.
Результаты. Рассмотрены и проанализированы основные дискуссионные вопросы, связанные с организацией, ходом и последствиями Архипелагской экспедиции во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Доказано, что при всех «минусах» Архипелагская экспедиция русского военно-морского флота сыграла одну из важнейших ролей в русско-турецкой войне, ускорив её окончание и во многом обеспечив победу русского оружия.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования, представленные в данной статье могут быть привлечены для подготовки курса лекций по политической, военной истории и истории внешней политики России XVIII в.
Цель. Проанализировать работу музейных учреждений Пензенской области в сфере охраны и популяризации памятников историко-культурного наследия в период 1960–1980-е гг., который характеризуется активизацией музейной деятельности, как в регионе, так и в стране в целом.
Процедура и методы. Исследуются ключевые направления работы музеев по выявлению, изучению, документированию, сохранению и пропаганде историко-культурных объектов; формы взаимодействия с государственными и партийными органами в вопросе развития и совершенствования музейного дела. Анализируются законодательные и нормативные правовые документы, регулировавшие важнейшие сферы деятельности музеев, формирование и развитие музейной сети. При проведении исследования применены историко-генетический, историко-сравнительный и системный методы, которые позволили проанализировать развитие форм и различных методов работы музейных учреждений Пензенской области в деле сохранения памятников истории и культуры.
Результаты. Музеям отводилась роль социокультурных центров, осуществлявших свои культурно-просветительные, образовательно-воспитательные и пропагандистские функции в работе с населением на основе государственных идеологических установок, программ и решений партии, акцентируя на преемственности культурных традиций и достижениях советского общества.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке соответствующих разделов курсов по музейному делу и охране памятников истории и культуры, краеведению Пензенского края, развитию туризма, а также для совершенствования системы управления в музейной деятельности по изучению и сохранению культурного наследия Пензенской области.
Цель. Изучение отношения к рок-музыке со стороны власти через призму советской печати.
Процедура и методы. Исследованы периодические издания 1960-х – 1980-х гг.: «Музыкальная жизнь», «Московский комсомолец», «Ровестник», «Смена». В исследовании применены методы: анализа, синтеза, обобщения, хронологический и нарративный.
Результаты. Продемонстрирована эволюция отношения к рок-культуре со стороны властей Советского союза через призму отечественной печати, рассмотрены немногочисленные взгляды исследователей, занимавшиеся данным вопросом.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование процесса развития отечественной рок-культуры 1960-х – 1980-х гг. углубляет понимание процесса формирования противоречий между советскими людьми и государством, что позволяет расширить понимание в вопросе дезинтеграции Советского Союза.
Цель. В контексте современных теоретико-методологических подходов проанализировать не- которые аспекты новейшей истории России, охватывающие вопросы историософского, социокультурного и конкретно-исторического характера, раскрывающие суть советского государства.
Процедуры и методы. Представленные материалы основаны на подходах интеллектуальной истории, позволяющих выделить место СССР в истории XX в. В рамках этого подхода на основе системного и критического анализа изучены политические и социокультурные аспекты развития СССР.
Результаты. Проведён анализ транзита Русской идеи в контексте мировых процессов, выделены направления социокультурной эволюции России в новейшей истории.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для формирования более глубокого понимания сущности СССР, его места и роли в истории России. Обращение к историко-культурному опыту XX в. и социальным практикам позволяет выработать более объективное отношение к деятельности советского государства, подчерпнуть положительные методы и формы работы. Материалы можно использовать в преподавании социально-гуманитарных дисциплин базовой и вариативной части в процессе обучения студентов.
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель. Показать, что историк Г. В. Вернадский рассмотрел все вызовы Московскому государству во второй половине XIV в. и раскрыл подвиг Дмитрия Донского, который на них ответил.
Процедура и методы. При проведении исследования использовались сравнительно-исторический метод, а также методы обобщения и интерпретации результатов. При применении сравнительно-исторического метода использовались как логический, так и структурно-типологический аспекты. Сравнительно-исторический метод был применён автором статьи при изучении исторических трудов, посвящённых треугольнику «Москва – Тверь – Литва» в 1368–1375 гг.
Результаты. В статье показано, что историк Г. В. Вернадский проанализировал все опасности для суверенности Московского государства, возникшие во второй половине XIV в., и показал военную и дипломатическую силу великого русского государственного деятеля.
Теоретическая и/или практическая значимость. Статья показывает, насколько глубоко Г. В. Вернадский изучил эпоху Дмитрия Донского, и расширяет представление о масштабе деятельности московского князя Дмитрия Ивановича за два десятилетия до Куликовской битвы.
ISSN 2949-5164 (Online)