ТЕМА НОМЕРА: ГОД КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА УШИНСКОГО 
Цель. Реконструировать исторические воззрения К. Д. Ушинского, определить их место в развитии российской общественной мысли.
Процедуры и методы. Ядро источниковой базы составили труды Ушинского, включая опубликованные материалы лекций и дневниковых записей. Исследование опиралось на методологию интеллектуальной истории. Проводилось сопоставление исторических воззрений Ушинского с современными ему взглядами на мировую и российскую историю.
Результаты. Исторические взгляды Ушинского представлены в комплексном виде и раскрыты как оригинальное явление в развитии русской общественной мысли XIXв. Показываются потенциалы идей Ушинского в перспективах переосмысления исторического процесса.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования целесообразно использовать в образовательной и просветительской деятельности, включить в рекомендуемую литературу к курсам истории российской общественной мысли, истории исторической науки и истории педагогики.
Цель. Рассмотреть жизненный путь великого российского педагога К. Д. Ушинского и его влияния на русскую педагогическую мысль.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляют материалы ретроспективного анализа деятельности К. Д. Ушинского.
Результаты. Проведён целостный анализ педагогического наследия Ушинского. Раскрыт вклад К. Д. Ушинского в становление отечественной педагогической науки. Анализ научного наследия Ушинского позволяет считать его идеологом и организатором научно-педагогического обеспечения становления российской народной школы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области педагогики, школьными учителями при подготовке к урокам.
Цель. Рассмотреть значение наследия трудов К. Д. Ушинского для развития системы российского образования, влияние педагогической мысли великого русского педагога на современную школу в условиях серьёзных внешних и внутренних вызовов.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляют материалы ретроспективного взгляда авторов на творчество и наследие К. Д. Ушинского.
Результаты. По итогам исследования сделан вывод о резком повышении актуальности исследований К. Д. Ушинского в современности в условиях внутренних и внешних вызовов в части национальной школы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области педагогики и образования, школьными учителями при подготовке к урокам.
Цель. Ретроспективный обзор основных этапов развития православной педагогической традиции от эпохи становления Древнерусского государства до формирования современной педагогической науки на рубеже XIX–XX вв.
Процедура и методы. В основу исследования положен комплекс материалов, отражающих эволюцию русской православной педагогической культуры, важнейшее место среди которых занимают памятники древнерусской нравоучительной литературы и переводные сочинения византийских церковных писателей. Методической базой работы стала методика исторической компаративистики.
Результаты. Проведённый анализ убедительно показал устойчивость важнейших идейных положений православной педагогической модели в условиях трансформации общественно- политических и идеологических установок.
Теоретическая и/или практическая значимость. По итогам исследования сделан вывод о необходимости возрождения и дальнейшего развития практического опыта применения православной педагогической модели в современной российской школе
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 
Цель. Исследование традиции народного (крестьянского) почитания святого Георгия Победоносца в России XIX в., а также проявления в этом культе такой особенности народной жизни и мировоззрения как двоеверие – наличие в вере элементов другого верования.
Процедура и методы. В работе проанализированы материалы этнографических журналов XIX в., работы исследователей-этнографов и другие труды исследователей культа св. Георгия и традиций двоеверия. В исследовании применены методы критического анализа источников и сравнительного анализа исследовательской литературы.
Результаты. Проведён анализ и систематизация источников и научной литературы о традициях почитания св. Георгия в России XIX в. На основе большого фактического материала, в т. ч. мало изученного этнографического материала XIX в., сравнительного анализа исследований по теме культа св. Георгия, показаны традиции почитания святого в указанный период и наличие в культе святого традиций двоеверия. Также в статье затрагивается тема необоснованной критики в некоторых научных работах термина «двоеверие», показано соответствие использования данного термина рассматриваемому явлению и фактам из религиозной жизни.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование позволяет систематизировать обширный фактический материал, содержащий сведения об особенностях почитания св. Георгия в России XIX в. Помимо этого подтверждена применимость термина «двоеверие» для описания особенностей простонародного религиозного мировоззрения
Цель. Выявить, как отразились в письмах Ф. И. Тютчева идеи мессианского назначения России, как и под влиянием каких факторов формировались взгляды поэта на внешнюю политику, какова ценность выводов поэта в контексте современных событий.
Процедура и методы. Исследование построено на использовании методов, связанных с изучением источников личного происхождения. В ходе анализа писем Ф. И. Тютчева выявлены рассуждения поэта, касающиеся внешней политики России. Использование биографического метода позволило лучше понять мотивацию и систему взглядов поэта. Акцент был сделан и на историческом контексте и генезисе взглядов Тютчева.
Результаты. Установлено, что мессианские воззрения Ф. И. Тютчева нашли своё выражение в его письмах. Сделан вывод, что взгляды поэта на политику России были сформированы в процессе осмысления им опыта дипломатической службы, а также событий и тенденций развития стран Запада. Также показано, что замечания Ф. И. Тютчева и отражают распространённые в то время взгляды о России, Европе и славянах, и характеризуют его как самобытного мыслителя.
Теоретическая и/или практическая значимость. Актуализирована проблематика особого назначения России, раскрыты мировоззренческое значение и прогностический потенциал воззрений Тютчева, выраженные в его письмах, в применении к актуальной геополитической ситуации и определению перспектив внешней политики России
Цель. На примере Казахской национальной художественной галереи имени Т. Г. Шевченко исследовать процесс формирования республиканской художественной коллекции второй половины 1930-х гг.
Процедура и методы. Методологической основой выступила теория модернизации, позволяющая рассматривать процесс формирования республиканской художественной коллекции как один из путей преобразования Советским государством социально-культурного пространства Казахстана. Для реализации задач исследования были применены историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Результаты. В результате изучения широкого круга источников выявлено, что в связи с особенностями институционального управления сферой искусства СССР 1930-х гг. механизм формирования художественной коллекции включал использование всесоюзных и республиканских нормативно-правовых и финансовых ресурсов, благодаря чему в Казахской ССР уже к концу 1930-х гг. были заложены основы экспозиции республиканского уровня.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщённый материал может быть использован для углублённого изучения культурной политики эпохи раннего сталинизма в республиках СССР, а также при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по новейшей истории Казахстана
Цель. Проанализировать работу молодёжной секции и секции пропаганды Ярославского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЯО ВООПИиК) в 1970-е гг. по привлечению молодёжи к сохранению памятников истории и культуры.
Процедура и методы. Проанализирован корпус архивных материалов, состоящих преимущественно из делопроизводственной документации Центра документации новейшей истории Государственного архива Ярославской области (ЦДНИ ГАЯО). Также были использованы материалы региональной периодической печати, связанные с проблемами сохранения исторического и культурного наследия и привлечения молодёжи к этой работе. В работе применены историко-генетический и системный методы, с помощью которых показано развитие форм и описание методов работы молодёжной секции и секции пропаганды ЯО ВООПИиК.
Результаты. В работе молодёжной секции и секции пропаганды ЯО ВООПИиК были выделены основные методы работы с молодёжью: проведение лекций, экскурсий, конкурсов. ВООПИК удалось поднять интерес к изучению памятников истории и культуры края также благодаря публикациям о памятниках истории и культуры, освещению своей работы в местной периодической печати, издательской работе.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке соответствующих разделов курсов по краеведению и регионоведению Ярославского края. Изучение работы ВООПИиК будет способствовать раскрытию культурного потенциала, привлечению внимания к изучению и сохранению памятников истории и культуры, развитию туризма.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 
Цель. Восстановить хронологию открытия, освоения и попытки христианизации территории Испанской Флориды в XVI в. на основе имеющихся на 2022 г. исторических фактов, собранных из различных источников в разных частях мира.
Процедура и методы. Проанализирован корпус исторических источников и выявлены причинно-следственные связи между событиями открытия и освоения Флориды и событиями в Европе и Вест-Индии, которые до этого не были отражены или были отражены частично из-за разрозненности информативных источников. Методологической основой послужили принципы историзма, объективности и системности.
Результаты. Впервые построена в хронологическом порядке и разделена на несколько важных этапов история открытия, освоения и христианизация Флориды через понимание взаимосвязанных процессов, происходивших в Новом и Старом Свете.
Теоретическая и/или практическая значимость. В российской исторической науке впервые так подробно представлена хронология событий и причинно-следственных связей по открытию, освоению и христианизации Флориды в XVI в. Публикация этой работы даёт возможность ведения спецкурса по открытию и освоению Флориды с 1500-х до 1590-х гг. Созданная хронология является оптимально удобной по классификации и при изучении материала в вузах и школах.
Цель. Провести анализ формирования социально-политических взглядов Фридриха Хайека в период первой половины его жизни.
Процедура и методы. Сочетание биографического подхода и метода интеллектуальной биографии.
Результаты. Статья представляет собой трансляцию формирования социально-политических идей Ф. Хайека. Анализ зарубежной историографии и источников привёл к тому, что раннее общее знакомство Ф. Хайека с эволюционисткой парадигмой мысли способствовало модификации австрийской мысли о развитии общественно-политических институтов двух представителей австрийской школы и вызовов от политических дискурсов межвоенного периода (1918–1939 гг.), подтолкнуло его к созданию собственной политической философии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обращение к биографии и опытам интеллектуальной работы позволяют нам раскрыть проблемы и события, которые способствовали становлению Ф. Хайека в межвоенное время (1918–1939 гг.) как политического философа
Цель. Проанализировать вопрос Голанских высот на Ближнем Востоке к моменту окончания сирийско-израильских мирных переговоров в 1994 г.
Процедуры и методы. Проведён анализ ряда ближневосточных изданий. В основе методологического подхода лежит принцип историзма. Применены методы системного анализа событий и проблемно-хронологического их рассмотрения.
Результаты. Рассмотрены исторические предпосылки конфликта вокруг Голанских высот в сирийско-израильских отношениях. Проанализировано стратегическое положение региона, обоснованы законодательные аспекты, связанные со спорными территориями.
Теоретическая и/или практическая значимость. В статье обобщён материал по сирийско- израильским отношениям. Материалы исследования могут быть использованы при разработке специальных курсов по изучению арабо-израильских конфликтов
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 
Цель. Выявление различных подходов к изучению конституции Республики Семи Соединённых Островов 1799 г. в отечественной историографии. Установление степени изученности данной темы.
Процедура и методы. В работе использованы историко-сравнительный метод, который позволил выявить сходства и различия исследований различных авторов, а также историко- генетический метод, способствовавший установлению генетических взаимосвязей данных исследований.
Результаты. Определены различные подходы в изучении Ионической конституции 1799 г. Установлены основные результаты исследований по данной тематике, полученные отечественными учёными. Сделаны выводы о дальнейших перспективах изучения данного вопроса.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представленное исследование создаёт основу для дальнейшего изучения Конституции Ионической республики 1799 г
Цель. Провести анализ действий российской дипломатии в отношении Китая в 1911 г.
Процедура и методы. Рассмотрен конфликт России и Китая 1911 г. в связи с требованием российского правительства пересмотреть отдельные статьи торгового договора 1881 г. При проведении исследования применены сравнительно-исторический метод, методы обобщения и интерпретации результатов.
Результаты. Были выявлены причины конфликта, приведены цитаты из европейской современной событиям прессы, выдвинуто предположение об авторе статьи в «Вестнике Европы», дан авторский комментарий.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение российской дипломатии накануне Первой мировой войны.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ 
Цель. Выявить и сопоставить причины, способствующие вовлечению граждан в террористические организации ДАИШ и Талибан (запрещены в России).
Процедуры и методы. Проанализирован ряд кейсов вовлечения граждан в деятельность террористических организаций методом компаративного анализа с элементами case-study.
Результаты. На основе анализа кейсов пополнения рядов Талибана и ДАИШ был выявлен комплекс схожих причин вовлечения, среди которых определяющими являются личностные мотивы и результаты институционального воздействия, значение которых многократно возрастает при наличии социальных и экономических предпосылок. В качестве различий причин вовлечения были определены идеологические и географические аспекты, а также воздействие на конкретные сегменты целевой аудитории.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе государственных органов в сфере национальной безопасности, отвечающих за системное противодействие вербовке в террористические организации, а также политологами и журналистами.