Формирование республиканской художественной коллекции в Казахской АССР/ССР 1930-х гг.
https://doi.org/10.18384/2310-676X-2023-2-66-78
Аннотация
Цель. На примере Казахской национальной художественной галереи имени Т. Г. Шевченко исследовать процесс формирования республиканской художественной коллекции второй половины 1930-х гг.
Процедура и методы. Методологической основой выступила теория модернизации, позволяющая рассматривать процесс формирования республиканской художественной коллекции как один из путей преобразования Советским государством социально-культурного пространства Казахстана. Для реализации задач исследования были применены историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Результаты. В результате изучения широкого круга источников выявлено, что в связи с особенностями институционального управления сферой искусства СССР 1930-х гг. механизм формирования художественной коллекции включал использование всесоюзных и республиканских нормативно-правовых и финансовых ресурсов, благодаря чему в Казахской ССР уже к концу 1930-х гг. были заложены основы экспозиции республиканского уровня.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщённый материал может быть использован для углублённого изучения культурной политики эпохи раннего сталинизма в республиках СССР, а также при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по новейшей истории Казахстана
Об авторе
Е. Ю. РахматулинаКазахстан
Рахматулина Евгения Юрьевна – кандидат исторических наук, заместитель директора
070000, г. Усть-Каменогорск, ул. Бейбитшилик, д. 29
Список литературы
1. Громов Е. С. Сталин: искусство и власть. М.: Эксмо, 2003. 542 с.
2. Культурный полилог: изобразительное искусство диаспор Казахстана / под ред. С. С. Кирабаева. Алматы, 2014. 506 с.
3. Мазаев А. И. Искусство и большевизм. 1920–1930: проблемно-тематические очерки и портреты. М.: URSS, 2007. 318 с.
4. Малиновская Е. Г. Хроники коллекционирования. Казахстан – инстинкт цели или культурная миссия // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 4А. С. 680–704.
5. Манин В. С. Искусство и власть: борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917–1941 годов. СПб: Аврора, 2008. 384 с.
6. Назин С. «Всекохудожник» и «Центролит» //Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 9. С. 98–106.
7. Осокина Е. Небесная голубизна ангельских одежд. Судьба произведений древнерусской живописи 1920–1930-е годы. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 655 с.
8. Павлова М. А. Частное коллекционирование в России XVIII – начала XX вв. (историко-культурный аспект) // Вестник Костромского Государственного университета. 2017. № 4. С. 31–35.
9. Петухов В. В. Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России (1930–1956 гг.): автореф. дис. канд. искусствоведения. Владивосток, 2007. 29 с.
10. Рыбак К. Е. Теория и практика комплектования музейных фондов. Анализ методологической и нормативной базы (1917–1991). М.: Институт наследия, 2021. 198 с.
11. Сарлыбаева Г. Н. Алмаатинская сюита Сергея Калмыкова 1941–1945 гг. // Кастеевские чтения – 2019. Наука и музей. Теория и практика: материалы научно-практической конференции. Алматы, 2019. С. 55–65.
12. Сарлыбаева Г. Н. Молчат ли музы, когда пушки говорят? Первый в Казахстане музей искусств в годы Великой Отечественной войны // История. Память. Люди: материалы IX Международной научно-практической конференции. Алматы, 2019. С. 252–259.
13. Слепухин В. В. Критика формализма и натурализма в искусстве 1930-х: на пути к концепции соцреализма // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2018. № 4–2. С. 49–54.
14. Сулейменов Р. Б., Бисенов Х. И. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов: История строительства советской культуры Казахстана. 1917–1965 гг. Алма-Ата: Акад. наук Казах. ССР, 1967. 442 с.
15. Трайнин И. П. Искусство в культурном походе на востоке СССР. М.: Транспечать, 1930.75 с.
16. Черняева И. В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX–XXI вв. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2013. 164 с.
17. Школьная И. А. К истории формирования музейного фонда (Основные формы комплектования коллекции ГМИИ РК имени А. Кастеева и источники поступлений по архивным документам отдела фондов 1935–2009) // Труды ГМИ РК им. А. Кастеева: сб. науч. статей. Т. 1. Алматы, 2011. С. 115–132.
18. Янковская Г. А. «Всекохудожник» в тисках советской экономики // Культурологические записки. Вып. 14: Художник между властью и рынком. М.: ГИИ, 2013. С. 146–166.
19. Янковская Г. А. Искусство, деньги и политика: художник в годы позднего сталинизма. Пермь: Перм. гос. ун-т., 2007. 311 с.
Рецензия
Для цитирования:
Рахматулина Е.Ю. Формирование республиканской художественной коллекции в Казахской АССР/ССР 1930-х гг. Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2023;(2):66-78. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2023-2-66-78
For citation:
Rakhmatulina E.Yu. Formation of the republican art collection in the Kazakh ASSR/SSR of the 1930s. Bulletin of the State University of Education. Series: History and Political Sciences. 2023;(2):66-78. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-676X-2023-2-66-78