Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Расширенный поиск

Традиции православной педагогики в контексте исторической ретроспективы

https://doi.org/10.18384/2310-676X-2023-2-33-43

Полный текст:

Аннотация

Цель. Ретроспективный обзор основных этапов развития православной педагогической традиции от эпохи становления Древнерусского государства до формирования современной педагогической науки на рубеже XIX–XX вв.
Процедура и методы. В основу исследования положен комплекс материалов, отражающих эволюцию русской православной педагогической культуры, важнейшее место среди которых занимают памятники древнерусской нравоучительной литературы и переводные сочинения византийских церковных писателей. Методической базой работы стала методика исторической компаративистики.
Результаты. Проведённый анализ убедительно показал устойчивость важнейших идейных положений православной педагогической модели в условиях трансформации общественно- политических и идеологических установок.
Теоретическая и/или практическая значимость. По итогам исследования сделан вывод о необходимости возрождения и дальнейшего развития практического опыта применения православной педагогической модели в современной российской школе

Об авторе

Н. М. Комарова
Государственный университет просвещения
Россия

Комарова Наталия Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий исторического, обществоведческого и правового образования факультета истории, политологии и права

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Агафонова Г. З. Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX – начала XX вв. (на примере церковноприходских школ): автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары. 2006. 22 с.

2. Беленчук Л. Н. Духовно-нравственное просвещение как основа образования в трудах святителей первой половины XIX века // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 151–162.

3. Белозерцев Е. П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. № 3. С. 30–35.

4. Белозерцев Е. П. О смысле, содержании и результатах русского образования // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания / сост. Л. Н. Погодина. М.: Русское слово, 1996. С. 55–73.

5. Гагаев А. А., Гагаев П. А. Педагогика русской богословской мысли. М.: РИОР: Инфра-М, 2016. 191 с.

6. Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика. М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. 671 с.

7. Джуринский А. Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст. М.: МПГУ: Прометей, 2011. 151 с.

8. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: дис. … док. пед. наук. М., 2011. 420 с.

9. Дивногорцева С. Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX– XX вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 4. С. 70–80.

10. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М.: ПСТГУ, 2010. 261 с.

11. Дивногорцева С. Ю. Православная педагогическая культура в России: историко-теоретический анализ. Saarbruecken, 2011. 394 c.

12. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XIII. M.–Л., 1957. C. 409–426.

13. Зиновий (Корзинкин Анатолий Алексеевич; митрополит Саранский и Мордовский). Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 1999. 20 с.

14. Каледа Г. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // Журнал Московской патриархии. 1994. № 7-8. С. 29–49.

15. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб.: Алетейя, 2004. 560 с.

16. Кларин В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX– XX вв. М., 1996. 123 с.

17. Костикова М. Н. Вероисповедная политика Министерства Народного Просвещения Российской Империи в XIX в.: дис. … док. пед. наук. Курск. 2002. 426 с.

18. Костюкова Т. А. Об актуальности проблемы духовного просвещения в системе светского образования // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности: сб. трудов конф. / отв. ред. Т. А. Костюкова. Томск: Томский государственный педагогический университет, 1996. С. 10–12.

19. Костюкова Т. А. Религия и воспитание // Образование в Сибири. 1994. № 1. С. 136–140.

20. Костюкова Т. А. Философские основания религиозного воспитания // Образование в Сибири. 1996. № 1. С. 26–34.

21. Меньшиков В. М., Сластенин В. А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск, 1999. 176 с.

22. Метлик И. В. Религия в школе: Опыт изучения проблемы // Народное образование. 1990. № 12. С. 36–42.

23. Метлик И. В. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1998. 19 с.

24. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, 2004. 384 с.

25. Никандров Н. Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. 1997. № 3. С. 3–10.

26. Никандров Н. Д. Православие – судьба России: Размышления на пороге третьего тысячелетия // Интегральная педагогика. 2000. № 1. С. 41–48.

27. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. 304 с.

28. Остапенко A. A. Моделирование многомерной педагогической реальности: дис. … док. пед. наук. Краснодар. 2005. 424 с.

29. Остапенко А. А., Зелинский К. В. Методологические основания православной педагогики // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 4. С. 673–692.

30. Петракова Т. И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. М.: Академия, 1998. 94 с.

31. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто, 1997. 96 с.

32. Петракова Т. И. «Святыни Отечества»: факультативный курс для нач. классов // Воскресная школа. 1999. № 4. С 83–85.

33. Рязанцева Н. П. Педагогические основы построения церковно-приходской школы в религиозно-педагогическом наследии С. И. Миропольского: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2002. 185 с.

34. Сластенин В. А. Антропологический подход в педагогическом образовании // Народное образование. 1994. № 9-10. С. 124–126.

35. Сластенин В. А. Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева и современность // Педагогика. 1999. № 5. С. 76–81.

36. Смирнов В. В. Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX – начала XX вв.: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 24 с.

37. Смирнов В. В. Семья и церковь: проблема взаимодействия // Человек и Вселенная. 2001. № 5. С. 36–38.

38. Соколов П. История педагогических систем. СПб., 1913. 613 c.

39. Стародубцева М. С. Влияние Русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2001. 22 с.

40. Чупахина H. JI. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходский школе России второй половины XIX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 16 с.

41. Янушкявичене О. Л. Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений. М.: Прометей, 2008. 448 с.

42. Янушкявичене О. Л. Духовное воспитание: история и современность. М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. 78 с.


Рецензия

Для цитирования:


Комарова Н.М. Традиции православной педагогики в контексте исторической ретроспективы. Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2023;(2):33-43. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2023-2-33-43

For citation:


Komarova N.M. Traditions of orthodox pedagogy in the context of historical retrospective. Bulletin of the State University of Education. Series: History and Political Sciences. 2023;(2):33-43. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-676X-2023-2-33-43

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.