ТЕМА НОМЕРА: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ: ОТ ОБРАЗОВАНИЯ К РАСПАДУ 
Цель. В контексте всей истории СССР проанализировать некоторые ключевые факторы, повлиявшие на эволюцию советского государства от его образования до распада.
Процедуры и методы. Представленные материалы основаны на экспертных оценках генезиса и значимости ряда ключевых факторов динамики Советского Союза. В рамках системного анализа изучены обстоятельства реализации указанных факторов по сферам общественной жизни.
Результаты. Авторы представленных материалов констатировали отсутствие предопределённости распада СССР. Изученные экономические и этнические факторы эволюции Советского Союза необходимо рассматривать в русле конкретно-исторического подхода, учитывая изменения в политике Коммунистической партии. На финальном этапе истории СССР его руководство не смогло дать адекватных ответов на новые вызовы модернизации, что содействовало краху СССР.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для выработки более глубокого представления о причинах распада СССР и использования его опыта для предотвращения в будущем подобных катаклизмов, а также в преподавательской деятельности по социально-гуманитарным дисциплинам.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 
Цель. Изучить историю возникновения православного Возрождения и установить его место появления, приблизительное время и причины закрепления в странах славяно-православной цивилизации.
Процедура и методы. Основное содержание исследования сводится к комплексному анализу письменных источников, отражающих прямые и косвенные сведения об изменениях ценностно-целевых установок средневекового общества, с привлечением историографического материала.
Результаты. Сделан ряд выводов, позволяющих выявить географический центр генезиса православного Возрождения и роль в этом процессе духовной и политической власти. Приблизительно определены время и причины закрепления православного Возрождения в странах славяно-православной цивилизации как нравственной альтернативы католическому Ренессансу.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование позволяет дополнить и исправить ряд значимых аспектов истории Средневековья в пользу Древней Руси и славяно-православной цивилизации, начиная с XIII в.
Цель. Анализ и выявление факторов и условий, созданных в пореформенный период в Дерптском университете для развития научной деятельности.
Процедура и методы. В статье рассмотрены нормативно-правовые акты, которые оказывали влияние на становление и развитие студенческих самостоятельных организаций. Основное содержание исследования составляет анализ деятельности научных студенческих обществ, возникших в середине XIX – начале XX вв. в Дерптском Императорском университете, а также условий, которые являлись факторами для развития научной деятельности студентов. При проведении исследования применены методы: хронологический, проблемно-аналитический и сравнительно-исторический.
Результаты. Установлено, что в период проведения реформирования системы государственного и социально-экономического устройства в середине XIX в. в университете были созданы благоприятные условия для становления научного потенциала студентов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обновлена проблематика по развитию студенческих корпораций в истории высшего образования в России.
Цель. Рассмотреть политику Крымского краевого правительства С. Сулькевича по отношению к органам местного самоуправления, а также принятый им новый избирательный закон и результаты выборов в городские думы Крыма в 1918 г.
Процедура и методы. Опираясь на материалы прессы, сделана попытка исследовать конфликт между правительством и городскими самоуправлениями Крыма. Подробно изучено новое избирательное законодательство, которое должно было поспособствовать избранию дум, лояльных Сулькевичу. В работе использованы проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы.
Результаты. Сделан вывод о том, что новая куриальная система выборов помогла ослабить влияние социалистов в городских думах, но при этом обострила конфликт правительства практически со всеми политическими силами Крыма и сыграла важную роль в его падении.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться как историками при изучении Гражданской войны, так и политологами при исследовании электоральной инженерии и её влияния на ход политических процессов.
Цель. Анализ пропагандистских усилий советской власти, направленных на создание положительного представления о положении церкви в СССР в глазах международной общественности.
Процедура и методы. На основе документов из фонда уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по г. Москве и Московской области, находящегося в Центральном государственном архиве Московской области, рассматривается практика воздействия государственного аппарата на духовенство и мирян с целью формирования благоприятного представления о положении церкви в СССР в глазах иностранцев. В работе использованы сравнительно-исторический и проблемно-аналитический методы исследования.
Результаты. Сделан вывод, что первые попытки формирования представлений о благожелательном отношении властей к церкви предпринимались уже в начале Великой Отечественной войны, что выразилось, в частности, в издании книги «Правда о религии в России» (1942 г.). В значительной степени этой же цели способствовало создание в 1943 г. Совета по делам Русской Православной Церкви, сотрудники которого в числе прочих функций должны были обеспечивать просоветскую направленность любых контактов духовенства и верующих с иностранцами. В статье показано, как такие контакты планировались и организовывались, какого рода инструктаж проводился с духовенством с целью исключить возможность самостоятельных ответов на предполагаемые вопросы, а также как осуществлялось снятие священнослужителей с должностей, в случае если их способность общаться с иностранцами в строго обозначенных рамках, с точки зрения чиновников Совета по делам РПЦ, вызывала сомнение. Рассмотренные в статье действия властей по формированию положительного впечатления о церковно-государственных отношениях в глазах иностранцев зачастую являлись вмешательством во внутрицерковные отношения, а в ряде случаев приводили к разрушению храмовых зданий.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в преподавательской деятельности по дисциплинам, связанными с изучением истории Русской Православной Церкви в ХХ в.
Цель. Анализ феномена социокультурной идентичности.
Процедура и методы. При проведении исследования применены методы теоретического анализа, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов.
Результаты. В статье исследуется актуализировавшееся явление социокультурной идентичности. Проблема представляется вполне своевременной с точки зрения как методологической
«вооружённости» в конкретно-историческом исследовании, так и выработки подходов в оценке перспектив его развития в современном социальном процессе. На постсоветском пространстве социокультурный фактор становится вполне конкурентным инструментом интеграции и наращивает потенциал формирования нового мирового порядка вообще и интеграционных объединений в частности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теоретическое осмысление понятия социокультурного пространства и позволяют предложить его авторскую трактовку.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 
Цель. Провести анализ историко-политического аспекта научного дискурса Германии и Италии в начале XIX в.
Процедура и методы. В статье рассмотрен конкретный пример полемики учёных двух стран. Освещены аргументация и формы полемики, связь с политическими течениями. При проведении исследования применены методы сравнения, обобщения, интерпретации результатов и политико-текстологический анализ.
Результаты. В ходе работы была выявлена роль источников, ставших причиной борьбы двух академических центров. Кроме того, автором обоснован вывод о влиянии на конфликт национального компонента.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение социально-политической мысли Европы XIX в., затрагивая актуальные проблемы современности – исторической политики и реституции.
Цель. Выявить причины создания в 1923 г. бюро экономической информации ГамбургБремен, а также перспективы его дальнейшей деятельности.
Процедура и методы. В статье проанализированы документы из фондов Федерального архива ФРГ, связанные с пропагандистской кампанией в ходе Рурского кризиса 1923 г. В работе использованы методы: историко-генетический, ретроспективный и биографический.
Результаты. Сделан вывод, что создание бюро экономической информации Гамбург-Бремен было связано с общегосударственной пропагандистской кампанией и ввиду прямых связей с правительством, а также наличием устойчивых деловых контактов за рубежом, деятельность этой структуры имела весомый потенциал для продолжения и после разрешения Рурского кризиса 1923 г.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в понимание деятельности бюро экономической информации Гамбург-Бремен, могут помочь выйти на дальнейшие исследования этой организации в Веймарской и нацистской Германии.
Цель. Рассмотреть период генезиса Второй Австрийской республики после признания Советским правительством Временного правительства Австрии, когда к колоссальному изменению соотношения сил в пользу демократии и мира на мировой арене привела победа над фашистской Германией.
Процедура и методы. В работе использованы историко-системный, историко-сравнительный и историко-генетический методы.
Результаты. Особое внимание автор уделяет послевоенной австрийской национализации, проведённой в таких масштабах, которых не было ни в одной из стран западной Европы. Сделан вывод, что проблемы национализации имели общее значение для исследования государственных монополий и в первую очередь – австрийской государственной собственности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы для углублённого изучения политической истории стран Западной Европы, а также при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по новейшей истории Европы.
Цель. Рассмотреть основные направления региональной политики в одной из восточных провинций Китая – провинции Чжэцзян в период с 1990 по 2000 гг.
Процедура и методы. В работе использованы исторический подход, ретроспективный и сравнительно-исторический методы.
Результаты. В соответствии с положениями Восьмого (1991–1995) и Девятого (1996–2000) пятилетних планов в провинции Чжэцзян были разработаны проекты социально-экономических преобразований, составивших основу региональной политики в восточной, западной и центральной частях провинции. Ретроспективный метод исследования и введение в научный оборот новых исторических документов по региональной истории КНР позволили выявить 2 основных этапа в развитии провинции Чжэцзян в 1990-е гг.: 1990–1995 и 1996–2000 гг.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материал будет полезен при изучении исторического опыта Китая в рамках реализации региональной политики в один из самых успешных периодов современной истории Китая и изучении особенностей развития китайских регионов-партнёров, с которыми России можно развивать сотрудничество.
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 
Цель. Рассмотреть взгляды на труды М. Н. Покровского в период второй половины 1960-х – начала 1990-х гг. Выделить ключевые особенности оценок творчества М. Н. Покровского в указанный период.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляют материалы сравнительного анализа оценок творчества М. Н. Покровского в исторической науке второй половины 60-х – начала 90-х гг. XX в.
Результаты. По итогам исследования автором сделан вывод о трансформациях оценок М. Н. Покровского в исторической науке в изучаемый период, вскрыты причины этих трансформаций.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области историографии, школьными учителями при подготовке к урокам.
Цель. Проанализировать, представленное в англоязычной историографии объяснение сложившегося в России в 1917 г. феномена политического двоевластия, обобщив и сопоставив позиции различных научных направлений.
Процедура и методы. С помощью сравнительно-исторического метода, принципов объективизма и историзма исследованы представленные в зарубежной историографии концепции причин появления и эволюции политического двоевластия в России в 1917 г.
Результаты. Сопоставлены точки зрения и подходы к проблеме феномена двоевластия в России в 1917 г. двух основных англоязычных научных направлений – «тоталитаристского» и «ревизионистского». Выявлены их различия и схожести в вопросах причин появления, содержания, хронологии двоевластия в России.
Теоретическая и/или практическая значимость. Анализ англоязычных исследований, посвящённых проблемам организации власти в 1917 г. позволяет сопоставить точки зрения представителей различных научных направлений, что, в свою очередь, даёт возможность устранить разночтение понятия «двоевластия», дать хронологию его эволюции и представить историографию по данной тематике в полном объёме.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ 
Цель. Изучение феномена современной гуманитарной дипломатии через призму его структуры. Процедура и методы. Основу исследования составляет комплекс методов и подходов (анализ, синтез, классифицирование, изучение и обобщение данных), позволяющий исследовать феномен гуманитарной дипломатии. Учитывая полимодальный характер последней, её анализ происходит через призму многоуровневой структуры.
Результаты. Сделан вывод о том, что гуманитарная дипломатия представляет собой структурно сложный феномен, исследование которого целесообразно проводить на мировом, региональном, национальном уровнях, либо изучать конкретный кейс проведения гуманитарной операции. Выделены основные акторы каждого уровня дипломатии (международные правительственные и неправительственные организации на глобальном уровне, региональные межправительственные сети сотрудничества на среднем уровне и государственные агентства и ведомства на национальном уровне). Установлено, что мотивы гуманитарной дипломатии зависят от типа акторов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представлена общая структура современной гуманитарной дипломатии; показано, что в настоящее время активно формируются структуры и дискурсы, альтернативные западному подходу к гуманитарной дипломатии. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по мировой политике и международным отношениям.