Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Расширенный поиск

Ислам как средство артикуляции интересов. Религиозный фундаментализм

Аннотация

Оформившись в многоуровневую политико-религиозную систему, ислам стал не только религией, но и образом жизни с присущим ему менталитетом социума, стилем мышления. Уже изначально, на раннем этапе формирования, политика и религия были неразделимы в исламе. Политизация ислама в истории и сегодня тесно связана с его аккумулятивными способностями.
Дискуссия о путях развития и историческом выборе исламского мира между национальной или религиозной идеей создания общности, зародившаяся в ХIХ веке, остаётся актуальной и поныне. Многообразие трактовок ислама активно используется различными политическими силами во имя артикуляции собственных интересов.
2-я половина ХХ века сформировала демонстрационный эффект прихода к власти представителей политических движений ислама, как мирным, так и силовым путём. На фоне рутинизации авторитетов национализма и сформировавшегося в обществе неприятия крайних фундаментальных проявлений ислама, рождаются в последние десятилетия ХХ века - начале ХХI века своеобразные симбиозные течения политического ислама с новой идеологией, пытающиеся синтезировать доктрину национализма с концепцией исламской демократии.

Об авторе

Сергей Анатольевич Воронин
Институт востоковедения РАН
Россия


Список литературы

1. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

2. Аль-Кавакиби Абд ар-Рахман. Природа деспотизма и гибель порабощения. М., 1965.

3. Ахмедов В.М. Социально-политические процессы в арабских странах Ближнего Востока. М., 2008.

4. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998.

5. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М., 1938.

6. Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М., 1982.

7. Дорошенко Е.А. Шиитская традиция и революция 1978-1979 гг. в Иране // Политические отношения на Востоке: общее и особенное. М., 1990.

8. Левин З.И. Арабские вольнодумцы ХХ столетия // Религия и секуляризм. М., 1993.

9. Марраш Ф.Ф. "Чаша права" // Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (ХIХ-ХХ вв.). М., 1974.

10. Микаелян Н.Р. Мусульманский коммунализм как фактор формирования политического сознания в Пакистане (70 - конец 80-х гг.) // Политические отношения на Востоке: общее и особенное. М., 1990.

11. Мюллер А. История ислама от основания до новейших времен. Т. 1. СПб., 1895.

12. Религия и секуляризация на Востоке / ред. Полонская Л.Р. М., 1993.

13. Сикоев Р.Р. Афгани Дж. Письмо к османскому халифу // Ближний Восток и современность. № 32. М., 2007.

14. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (ХIХ-ХХ вв.). М., 1974.

15. Чиркин В.Е. Традиционное мусульманское сознание и право // Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984.

16. Adams Charles J. The Ideology of Maulana Maududi // South Asian Politics & Religion. Princeton, 1966.

17. Choudhury G.W. Constitutional Development in Pakistan. L., 1959.

18. Iqbal M. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1962.

19. Keddie N., Sayyid Jamal ad-Afghani. A Political Biography. L-A, 1972.

20. Kerr M.H. Islamic Reform. The Political and LegalTheories of Muhammad Abduh and Rashid Rida. Berkeley-L-A, 1966.

21. Religion, Politics and Social Changes in the Third World. N.Y.-L., 1971, p.114.


Рецензия

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5156 (Print)
ISSN 2949-5164 (Online)