ТЕМА НОМЕРА: ЦЕННОСТНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА МИРОВОГО БОЛЬШИНСТВА
Цель. Рассмотрение современной ценностной и политической повестки мирового развития с мировоззренческих позиций большинства человечества.
Процедуры и методы. Диалог представителей различных цивилизаций по актуальной повестке мирового развития. Диалоговый формат как основа формирования интегрированной позиции мирового большинства.
Результаты. Констатация совпадения позиций представителей разных цивилизаций, дающая основание для утверждения о возможности формирования единой позиции мирового большинства на основании традиционных духовно-нравственных ценностей. Сделан вывод о том, что глобалистским меньшинством навязываются ценности и взгляды, диссонирующие с позициями разных цивилизаций.
Теоретическая и/или практическая значимость. Показана возможность межцивилизационного диалога на платформе традиционных духовно-нравственных ценностей. Выработаны концептуальные основания формирования международного общественного движения большинства человечества.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Цель. Выявить особенности применения фронтирного концепта для исследования событий присоединения Ленского края к Русскому государству в XVII в. служилыми людьми.
Процедура и методы. Осуществлён анализ трудов российских историков, посвящённых изучению истории колонизации Сибири и Северо-Востока Азии, рассматривающих данный процесс с позиций фронтирного концепта. Применён метод компаративного анализа источников, изучен большой объём документальных, историографических и фольклорных материалов.
Результаты. На основе изучения разных подходов к применению фронтирного концепта к исследованию различных сторон многомерного процесса присоединения русскими людьми сибирских и северо-восточных земель автором установлено, что концепт фронтира остаётся востребован в данной области исторических изысканий, т. к. способствует раскрытию дополнительных аспектов социально-культурного взаимодействия пришлого и аборигенных народов. Сделан вывод, что в условиях освоения русскими служилыми людьми значительных пространств целесообразно исследовать возникающие «ментальной границы» – территориальные фронтиры вокруг острогов, острожков и зимовий, являвшихся опорными пунктами колонизации региона, расположенных по крупнейшим рекам Северо-Востока Азии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Учитывая масштабы и скорость передвижения отрядов служилых людей вглубь северо-восточных земель, автором обосновано применение термина «перемещаемый фронтир», раскрыты причины мирного характера взаимодействия в пространстве фронтира русских первопроходцев с якутами.
Цель. Проанализировать общественно-политическую активность духовенства в период думского парламентаризма на материалах территорий Иркутского генерал-губернаторства (1906–1912 гг.).
Процедура и методы. Исследователем выявлены, изучены и проанализированы документы региональных и федеральных архивов, характеризующие избирательный процесс в регионе. Также анализировались материалы периодической печати, освещающие ход избирательного процесса и его особенности. Прежде всего, это Енисейские, Иркутские и Забайкальские «епархиальные ведомости», а также материалы частной периодической печати. Исследование основывается на историко-сравнительном и историко-биографическом методах.
Результаты. Автором выявлены основные модели «околодумской» активности регионального духовенства в указанный период. Осуществлён анализ типологических особенностей коммуникации духовенства с прихожанами как потенциальными участниками избирательного процесса. Обоснована дифференциация моделей вовлечённости регионального духовенства в общественно-политические процессы, что, с одной стороны, проявилось в популяризации ими идеи парламентского диалога с властью, а с другой – сподвигло представителей данного социального слоя к членству и активному участию в деятельности политических организаций левого толка.
Теоретическая и/или практическая значимость. Автор вводит в научный оборот архивные источники, в которых характеризуются идейно-политические воззрения регионального духовенства, а также тактико-стратегические особенности выстраивания взаимоотношений с политическими оппонентами. Исследование обобщает и концептуализирует проблему участия регионального духовенства в избирательном процессе.
Цель. Описать и проанализировать взаимоотношения между Н. А. Семашко, руководством и профессурой I МГУ по вопросу о реформе высшего медицинского образования, внутреннего устройства факультета и распределения материальных ресурсов.
Процедура и методы. Проведён анализ исследований по истории кафедры соцгигиены I МГУ, Клиники соц. и профболезней и Института соцгигиены. Источниковой базой выступили делопроизводственные документы медицинских вузов и государственных органов управления здравоохранением, сохранившиеся в фондах Центрального государственного архива г. Москвы и Государственного архива Российской Федерации.
Результаты. Взаимоотношения между Н. А. Семашко и профессурой I МГУ имели разнородный характер. Среди клиницистов преобладало сомнительное отношение к педагогической деятельности и «профилактическому уклону» наркома. Н. А. Семашко приходилось идти на компромиссы и использование ресурсов своего наркомата.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проанализирован и актуализирован опыт взаимодействия органов государственного управления и вузов в сфере развития высшего медицинского образования в 1920-е гг.
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИСТ ОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель. Определить основные характерные черты, особенности и тенденции развития исторических исследований в советский и современный периоды истории Великой Отечественной войны.
Процедура и методы. На основе анализа значительного массива издававшейся литературы о войне предпринята попытка выявить характерные черты отечественной историографии Великой Отечественной войны (начиная со второй половины 1940-х гг.) и влияние различных факторов на её формирование. Проводимое исследование основывалось на принципе историзма, принципе партийности (при анализе исторических и иных публикаций советского периода), использованы историко-генетический, сравнительно-исторический методы, метод ретроспективного анализа.
Результаты. Проведённый анализ научных и мемуарных трудов позволил выявить ряд особенностей и основные проблемы изучения истории Великой Отечественной войны в советский и современный периоды, определить некоторые факторы, оказывавшие влияние на формирование характерных черт изучения и публикации изданий о Великой Отечественной войне.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные в ходе проведённого исследования результаты могут быть использованы в образовательной деятельности, являться основой для последующего научного осмысления проблем изучения истории Великой Отечественной войны.
Цель. Выявить и сопоставить оценки, данные по состоянию и реформированию судебной системы Российской империи начала ХХ в. в современной российской историографии (2013–2023 гг.)
Процедура и методы. Изучение содержания историографических источников, представленных научными монографиями, статьями, рецензиями, обзорами, материалами конференций и «круглых столов» произведено в полном соответствии с принципами исторической объективности. Применяемый комплексный анализ предполагает характеристику судебной системы в Российской империи начала ХХ в. (представленную в исследованиях современных историков) в качестве уникального государственного феномена, а также рассмотрение её эволюции, обусловленной особенностями политической и социально-экономической жизни.
Результаты. Сопоставлены позиции отечественных исследователей по основным проблемам эволюции судебной системы в Российской империи начала ХХ в. Выявлено, что основные из этих позиций и связанных с ними проблем носят дискуссионный характер и по-прежнему не утратили своей актуальности.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проанализированы основные позиции ведущих отечественных исследователей, которые могут быть использованы при проведении исследований по историографии социально-политической жизни Российской империи начала ХХ в. в целом.
Цель. Анализ Национального учебного плана по истории и рабочих учебных планов школ Великобритании для понимания процесса преподавания истории в государственных школах Великобритании.
Процедура и методы. В статье рассматривается учебный план Великобритании по предмету «История» и рабочие планы государственных школ с точки зрения реализации Национального плана. Ключевым является сравнительный метод, позволяющий выявить основные тенденции, сходства и различия в практике преподавания истории в британских школах.
Результаты. Анализ рабочих планов нескольких школ Великобритании позволил выявить общие тенденции в организации исторического образования в государственных школах, а также показал их недостаточную проработанность с точки зрения детализации тем, временных рамок и методики осуществления образовательного процесса.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные выводы показывают необходимость дальнейшего изучения образовательного контента в полном объёме для получения полной картины реализации исторического образования в Великобритании на уровне школы как ключевого аспекта в формировании мировоззрения подрастающего поколения.
Цель. Анализ оценок политики Коминтерна немецкими историками на современном этапе (с начала 1990-х гг.).
Процедура и методы. Изучены публикации, посвящённые деятельности Коминтерна, подходящие под указанные критерии, сформированы несколько групп исследователей в зависимости от их оценок: мнения расположены в соответствии с внутренней логикой статьи.
Результаты. Проведённый анализ показал, что большинство немецких историков считают, что Коминтерн активно вмешивался во внутренние дела немецкой компартии: это проявлялось и во время мартовских событий 1921 г., и в октябре 1923 г., а также во время реализации тактики «класс против класса». С другой стороны, ряд исследователей приходят к выводам о том, что ультралевая политика КПГ была инициирована «снизу», в годы реализации тактики «класс против класса» КПГ предпринимала ряд мер, не согласовывая их с Коминтерном.1
Теоретическая и/или практическая значимость. Впервые обобщён исследуемый материал по данной теме. Обновлена проблематика изучения взаимоотношений Коминтерна с коммунистическими партиями (в основном, с Коммунистической партией Германии).
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цель. Доказать и подтвердить на примерах тематических годов важную роль российско-китайского гуманитарного сотрудничества и проследить перспективные направления его развития.
Процедура и методы. Для раскрытия темы использовался метод сравнительного анализа официальных документов, мнений экспертов, материалов СМИ и социологических опросов общественного мнения по вопросам гуманитарного сотрудничества РФ и КНР.
Результаты. Сделан вывод, что проведение гуманитарных мероприятий – культурные обмены в рамках тематических годов Китая и России – способствуют формированию положительного имиджа государств, установлению взаимного доверия народов и развитию гуманитарной дипломатии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение российско-китайской гуманитарной дипломатии. С практической точки зрения исследование помогает уточнить эффективные меры по сближению народов, созданию положительного имиджа государств и повышению «мягкой силы».
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 2949-5164 (Online)