Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Расширенный поиск

Европейские новшества как внешний декор государственной пропаганды Петра I.

https://doi.org/10.18384/2310-676X-2022-2-30-47

Полный текст:

Аннотация

Цель. Анализ нескольких форм государственной пропаганды Петровской эпохи.

Процедура и методы. Проанализирована смысловая нагрузка, которую несли выполненные на западноевропейский манер портреты-аллегории Петра I, памятные медали, ордена, декор кораблей, спектакли и триумфы. В основе исследования лежал принцип историзма, требующий трактовки смыслов, исходя из представлений конца XVII – начала XVIII вв. Применялась методология сравнительного анализа западных и российских источников.

Результаты. Проведённый анализ показал поверхностность петровской европеизации в идейной области, подмену идеи «общего блага» государственным интересом в трактовке царя. По своей сути государственная идеология Петровского времени была формой развития прежних «старомосковских» социально-политических взглядов, выработанных в рамках русской патримониальной монархии, украшенных европейским аллегорическим «декором».

Теоретическая и/или практическая значимость. Сделанный вывод практически не встречается в отечественной историографии и акцентирует внимание исследователей на ту часть петровской идеологии, которая была связана не столько с «новшествами», сколько со старой основой социокультурной системы России.

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5156 (Print)
ISSN 2949-5164 (Online)