Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Расширенный поиск

Исторические модели российского школьного образования: образовательные реформы в контексте государственных идеологических трансформаций

https://doi.org/10.18384/2949-5164-2025-3-8-36

Аннотация

Цель. Реконструкция моделей школьного образования в истории России XXXXI вв. Проведение их сравнительного анализа в перспективе формирования нового стратегического курса Российской Федерации в сфере образования

Процедуры и методыКлючевым используемым в исследовании методом явился метод исторической компаративистики, позволивший провести сопоставление моделей школьного образования в России в фокусе максимизации образовательных и воспитательных потенциалов российской школы.

РезультатыПроведённое рассмотрение позволило выявить десять исторических моделей российской школы, различаемых по своим целевым установкам и педагогическим подходам. Каждая из моделей обнаруживает контекстность идеологическим трансформациям в истории России. Наибольшие потенциалы при проведении сравнительного анализа обнаруживают модели неоклассической школы и школы фундаментальных наук.

Теоретическая и/или практическая значимостьРезультаты исследования направлены на целевое использование при формировании стратегического курса политики в сфере образования в Российской Федерации на современном этапе.

Об авторе

В. Э. Багдасарян
Государственный университет просвещения
Россия

Багдасарян Вардан Эрнестович – доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права

г. Москва



Список литературы

1. Алмаев Р. З. Советское школьное образование в историографических дискуссиях постсоветского периода // Преподаватель XXI век. 2022. № 2-2. С. 279–287. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-279-287

2. Амонашвили Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. 208 с.

3. Андрущак Г. В., Натхов Т. В. Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования // Вопросы образования. 2012. № 3. С. 64–88.

4. Багдасарян В. Э. Крупская и педагогическая эпоха. М.: МГОУ, 2019. 180 с.

5. Багдасарян В. Э. Российское образование: выбор пути. М.: Отчий дом, 2019. 336 с.

6. Багдасарян В. Э., Сильвестр, арх. (Лукашенко С. П.). Педагогические системы. Цивилизационно-ценностные основания. Ярославль: Индиго, 2023. 418 с.

7. Баранов В. С. Педологическая служба в советской школе 20–30-х // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 100–112.

8. Бежевец М. К., Бежевец Д. А. Педагогический опыт С. А. Рачинского и его актуальность для современной отечественной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 69. С. 9–20. DOI: 10.15382/sturIV202369.9-20

9. Блонский П. П. Педология. М.: Учпедгиз, 1936. 335 с.

10. Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М.: Статистика, 1964. 195 с.

11. Богуславский М. В. Трансформация идеологии реформ российского образования в 1991–2021 годы: модернизации и ретроинновации // Наука. Управление. Образование. 2022. № 1. С. 8–14.

12. Быкова Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917–1930 гг.: организационные и идеологические аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 1. С. 179–189.

13. Валеев А. А. Теория и практика свободного воспитания в истории гуманистической педагогики. Казань: КГПУ, 2003. 112 с.

14. Вентцель К. Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. М.: Типолит. т-ва И. Н. Кушнере, 1918. 15 с.

15. Володина С. Е. Антропософская концепция Штайнерской педагогики // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 97. № 2. С. 138–146.

16. Вычеров Д. А. Военное обучение школьников в конце 1930-х – 1945 гг. (на материалах города Тюмени) // Наука. Общество. Оборона. 2020. Т. 8. № 1. С. 7–13.

17. Гербарт И. Г. Главнейшие педагогические сочинения Иог. Гербарта в систематическом извлечении: с очерком жизни и деятельности Гербарта. М.: К. Тихомиров, 1906. 365 с.

18. Головина И. В., Александрова Т. Я. Цифровизация образования: риски и последствия // Образовательные ресурсы и технологии. 2024. № 1. С. 17–22.

19. Гончарова Г. Д. Период раздельного обучения в СССР в 1943–1945 гг. и его отражение в литературе и кинематографе. М.: Издательский дом ВШЭ, 2013. 28 с.

20. Григорьев Д. В., Григорьева Н. В. Аксиология воспитания В. А. Караковского // Народное образование. 2016. № 2/3. С. 193–199.

21. Гуркина Н. К. Ушинский и советская школа (из исторического опыта создания отечественной системы образования) // Управленческое консультирование. 2023. № 11. С. 122–131.

22. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

23. Двенадцать решений для нового образования / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 105 с.

24. Дьюи Д. Впечатления о Советской России // История философии. 2000. № 5. С. 224–269.

25. Житенев Т. Е. Церковноприходские школы в России (1884–1918 гг.): дис. … канд. ист. наук. М., 2004. 301 c.

26. Замошникова Н. Н. Реформирование образования в РФ 1991–2015 годы: от структурно-функционального диссонанса социальной системы к поиску баланса интересов её субъектов // Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11. № 2. С. 49–59.

27. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX – начала XX века М.: АН СССР, 1991. 392 с.

28. Иванова Г. М. Образовательная реформа 1958 года и общественные дискуссии о путях развития высшей школы в СССР // Историческая и социально-образовательная мысль. 2023. № 1. С. 55–75.

29. Иванова Г. М. Советская школа в 1950–1960-е годы. М.: Фонд "Московское время", 2018. 432 с.

30. Ильин Г. Д., Цимхес Э. М. Об антиленинской теории «отмирания школы». М.: Учпедгиз, 1931. 62 с.

31. Калиниченко С. Б. Проблема «нового» человека в трудах политических деятелей 20-х гг.: А. А. Богданов, Н. И. Бухарин, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий: дис. … канд. ист. наук. Ставрополь, 1994. 206 с.

32. Катуржевская О. В. Трансформация идей личностно-развивающего обучения в отечественной педагогике: дис. … канд. пед. наук. Армавир, 2002. 176 c.

33. Килпатрик В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925. 43 с.

34. Козлова Г. Н. Воспитание в системе деятельности отечественной общеобразовательной средней школы (первая половина XX в.): дис. … док. пед. наук. Новгород, 2005. 364 с.

35. Колыхалов Д. В. Развитие школьного образования в России в первой половине ХХ века: дис. … канд. ист. наук. М., 1999. 252 с.

36. Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х – вторая треть 1990-х гг.). // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 72–100.

37. Костюченко И. Ю. Дилемма российского образования в 1990-е годы // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. Вып. 32. C. 1–17.

38. Куровская Ю. Г. «Восхождение к качеству»: картина восприятия школьной реформы 1984 года в советской периодике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 1. С. 150–167.

39. Куровская Ю. Г. Картина восприятия школьной реформы 1984 года в советской периодике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 1. С. 150–167.

40. Кутепов В. А. Начальная военная подготовка учащихся средних общеобразовательных школ Западной Сибири: 1968–1991 гг.: дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2011. 234 с.

41. Лившин А. Я. "Военная тревога" 1927 года и общественные настроения в Советском Союзе // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 50. С. 190–206.

42. Любутин K. H., Франц С. В. Российские версии марксизма: Анатолий Луначарский. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. 169 с.

43. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-и томах. М.: Педагогика, 1983-1986.

44. Малис Г. Психоанализ коммунизма. Харьков: Космос, 1924. 87 с.

45. Маркова Д. В. Роль антропософских идей Р. Штайнера в формировании концепции Вальдорфской педагогики // PIVOVAROV-READINGS II: Религия. Человек. Цифровизация: процессы дифференциации и синтеза знания: сб. конф. Екатеринбург: Деловая книга, 2022. С. 229–230.

46. Маслюк О. Н. Педагогическая система И. П. Иванова в современном контексте духовно-нравственного воспитания школьников: дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2002 194 c.

47. Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. Т. 3. СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. 992 с.

48. Нарядкина Л. А. Школьная реформа 1958 г. и национальное образование // Фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 35–36.

49. Никишин Б. А. Возвращение формальной логики в среднюю школу после Великой Отечественной войны // Педагогические науки. 2021. Вып. 2-3. С. 103–105.

50. Пеньковских Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике: на основе сравнительного анализа: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 217 с.

51. Пепелина Н. И. Из истории народного образования в СССР в 1930-х годах: работа над школьным учебником отечественной истории // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Серия: История и политология. 2013. № 2. С. 19–32.

52. Петровский А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука / отв. ред. М. Г. Ярошевский. Л.: Наука, 1991. С. 126–136

53. Победоносцев К. П. Новая школа. М.: Изд. К. П. Победоносцева, 1898. 88 с.

54. Поздняков А. Н. Образовательная реформа Александра II: оценки в исторических сочинениях конца XIX – начала XX века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2012. Т. 12. Вып. 1. С. 16–22.

55. Помелов В. Б. Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 4. С. 74–89.

56. Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811–1913). М.: Государственное статистическое издательство, 1956. 350 с.

57. Родин А. М. Из истории запрета педологии в СССР // Педагогика. 1998. № 4. С. 92–98.

58. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802–1902. СПб.: Государственная типография, 1902. 840 с.

59. Селихов Н. Н. В. П. Потёмкин – народный комиссар по просвещению РСФСР, организатор педагогической науки // Советская педагогика. 1973. № 2. С. 115–121.

60. Смолин О. Н. Услуга или служение? о некоторых философско-экономических основах образовательной политики // Народное образование. 2020. № 1. С. 7–30.

61. Спицын Е. Ю. Хрущёвская слякоть. Советская держава в 1953–1964. М.: Концептуал, 2025. 592 с.

62. Ставропольцева С. В. Лабораторно-бригадное обучение: традиции и инновации // Педагогика: традиции и инновации: мат-лы конф. / отв. ред. Е. И. Осянина, Л. Н. Вейса. Казань: ООО «Бук», 2017. С. 14–19.

63. Степанова Е. И. Перспективы успешности модернизации российского образования в рамках Болонского процесса: дис. … канд. социол. наук. СПб., 2008. 205 с.

64. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. 335 с.

65. Теплова Е. Ф. Пространство советской школы в 1970–1980-х: практики повседневности // Этнодиалоги. 2018. № 2. С. 269–282.

66. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 542 с.

67. Томина Е. Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность // Вестник ОГУ. 2011. № 2. С. 360–366.

68. Тупицына Н. А. Классификация идей в педагогической системе С. Л. Соловейчика // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 1-3. С. 103–108.

69. Уткин А. И. Первая мировая война. М.: Алгоритм, 2001. 592 с.

70. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 9. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 776 с.

71. Федосов А. Б. Кризис патриотического воспитания в России в конце XX в. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14. С. 243–247.

72. Чередниченко Г. А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 5–21.

73. Шаталов В. Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

74. Шваб М. М. Реформы в системе школьного образования СССР в 30-е гг. XX в // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-6. С. 58–61.

75. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи. М.: Интор, 1998. 112 с.

76. Эткинд А. М. Лев Троцкий и психоанализ // Нева. 1991. № 4. С. 183–190

77. Эткинд А. М. От психоанализа к педологии (из истории советской науки о человеке) // Человек. 1990. № 1. С. 20–30.


Рецензия

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5156 (Print)
ISSN 2949-5164 (Online)