Идеология и пропаганда: смысловые и содержательные аспекты понятий
https://doi.org/10.18384/2949-5164-2025-2-52-60
Аннотация
Цель. Исследование смыслового содержания понятий «идеология» и «пропаганда», вопросов их развития и эволюции в различных исторических эпохах.
Процедура и методы. Рассмотрено соотношение понятий «идеология» и «ценности», «пропаганда» и «просвещение», изучены особенности использования этих терминов в современном российском политическом языке. Были применены принципы объективности, научности и историзма.
Результаты. В статье подробно анализируется юридический и политический смысл содержания ст. 13 Конституции Российской Федерации. Сделан вывод о присутствии в российском обществе идеологической доминанты, опирающейся на общенациональный мировоззрен- ческий консенсус по наиболее важным и значимым вопросам развития страны. Согласно выводам, термины «идеология» и «ценности», «пропаганда» и «просвещение» отражают различные аспекты близких по своей сути социально-политических явлений и не являются антагонистичными. При этом, с точки зрения эффективности передачи социальных практик, использование понятий «идеология» и «пропаганда» имеет преимущества перед иными терминологическими вариантами.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты применимы при осуществлении деятельности в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Ключевые слова
Об авторах
Г. В. КурановРоссия
Куранов Григорий Владимирович – кандидат медицинских наук, заместитель Полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, старший преподаватель кафедры регионального управления и национальной политики
143007, Московская обл., г. Одинцово, ул. Ново-Спортивная, д. 3
В. Л. Шаповалов
Россия
Шаповалов Владимир Леонидович – кандидат исторических наук, руководитель проектов Департа- мента по взаимодействию с экспертным сообществом АНО «Экспертный институт социальных исследований», доцент кафедры сравнительной политологии
119454, г. Москва, пр. Вернадского, д. 76
А. Б. Рудаков
Россия
Рудаков Александр Борисович – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
129301, г. Москва, ул. Космонавтов, д. 2
Список литературы
1. Дайнеко И. В., Мухин М. А. Термин «идеология» и его употребление: история и современность // Вестник науки и творчества. 2020. № 9. С. 5–11.
2. Карелова С. Г., Некрасов С. В., Пинчук А. Н. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект // Вестник НГУЭУ. 2020. № 4. С. 212–229.
3. Кузина С. И. Практическая идеология в процессах государственного строительства современной России // Государственная идеология и современная Россия: мат-лы конф. М.: Наука и политика, 2014. С. 664–671.
4. Лань Юй. Идеологический подход к политическому развитию КНР в новой эпохе // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 2. С. 41–45.
5. Малиева Т. И., Бекоева Д. И., Джанаева З. К. К вопросу о соотношении понятий: идеология и ценность // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6. С. 6–8.
6. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной. М., 1994. 527 с.
7. Fletcher E. W. The Background of the Meaning of Propaganda. Los Angeles, 1939. 202 p.
8. Fellows E. W. . 'Propaganda:' History of a Word // American Speech. 1959. Vol. 34. № 3. P. 182–189.
9. Irwin W. Propaganda and the news. New York and London, 1936. 325 p.
10. Kris E. Some Problems of War Propaganda // Psychoanalytic Quarterly. 1943. Vol. 12. № 3. P. 381–399.
11. Kris E. The “Danger” of Propaganda // American Imago. 1941. Vol. 2. № 1. P. 3–42.
12. Lambert R. S. Propaganda. London, 1938. 165 p.