Мифологемы о русских людях в массовом западном кино XXI века
https://doi.org/10.18384/2949-5164-2024-3-58-76
Аннотация
Цель. Обоснование тезиса о том, что конструирование Западом кинематографического образа русского человека напрямую зависит от геополитических отношений между ним и Россией.
Процедура и методы. Основной методологической базой исследования является концепция сетецентрических войн, согласно которой производимый коллективным Западом медиаконтент является инструментом формирования в обществе политического оппонента социальной прослойки, позитивно относящейся к идеологемам и мифологемам, транслируемым государством-захватчиком. Также в исследовании использован вестернологический подход, предполагающий рассмотрение западного дискурса не как культурной универсалии, но как продукта отдельной, отличной от России цивилизации. На основании изучения наиболее крупных киноплатформ было обнаружено 103 киноматериала, в которых действуют персонажи, обозначенные как русские по происхождению. Показательно, что подавляющее большинство персонажей может быть описано одним из трёх наиболее частотных клише: мафия, КГБ, учёные. Каждое из этих клише имеет определённые исторические корни и является «наследником» стереотипного восприятия русского человека, сложившегося в период холодной войны. С целью изучения влияния геополитических процессов на репрезентацию и мифологизацию образа России в целом и русских людей в частности, авторами был произведён контент-анализ, на основании которого были построены графики, отображающие результаты исследования, и дана их геополитическая интерпретация.
Результаты. Контент-анализ киноматериалов продемонстрировал взаимосвязь между экспликацией этих клише в современном западном массовом кинематографе и политическими взаимоотношениями между странами глобального Запада и Россией. Так, в период наибольшей геополитической напряжённости в современном западном массовом кино превалируют негативные образы, связанные со шпионажем и тоталитарной политической системой, в то время как разрядка отношений влечёт за собой снижение доли русских акторов в кино и/ или конструирование их нейтрального образа. Существующая зависимость может быть объяснена через призму концепции сетецентрической войны и подходом к кинематографу как инструменту вторичной мифологизации политически и идеологически значимых феноменов и средств конструирования memetic warfare.
Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение современного западного массового кинематографа через призму концепции сетецентрической войны позволило увидеть основные пути формирования внутри населения Российской Федерации прослойки прозападных граждан.
Об авторах
С. А. РезвушкинаРоссия
Резвушкина Софья Александровна – аналитик учебно-научного центра «Высшая политическая школа им. И. Ильина»
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
К. Е. Резвушкин
Россия
Резвушкин Кирилл Евгеньевич – кандидат философских наук, эксперт учебно-научного центра «Высшая политическая школа им. И. Ильина»
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Баркова А. Подросток. Исполин. Регресс: Три лекции о мифологических универсалиях. М.: РИПОЛ классик, 2019. 224 с.
2. Делез Ж. Кино / пер. с фр. Б. Скуратова. М.: Ad Marginem Press, 2012. 560 с.
3. Дугин А. Г. Этносоциология. М.: Академический проект, 2007. 639 с.
4. Коровин В. Третья мировая сетевая война. СПб.: Питер, 2014. 352 с.
5. Малофеев К. Империя. Образ будущего. М.: АСТ, 2022. 112 с.
6. Слобода А. В., Злобина П. Искажение образа России и русского быта в западных фильмах // StudArctic Forum. 2021. № 1. С. 71–87.
7. Таньшина Н. П. Страшные сказки о России. СПб.: Питер, 2023. 256 с.
8. Федоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2015). М.: Информация для всех, 2013. 230 c.
9. Холмогоров Е. С. Истина в кино. Опыт консервативной кинокритики. М.: Книжный мир, 2018. 640 с.
10. Glassman D. Nine Texts on the Cinema by Roland Barthes. New York, Oxford Academic, 2016. 217 р.