Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Расширенный поиск

Герои и антигерои российской истории в фокусе формирования новых подходов в образовании

https://doi.org/10.18384/2949-5164-2024-1-26-34

Аннотация

Цель. Сформулировать принципы необходимых изменений в содержании и методологии курса отечественной истории в школьном образовании.

Процедура и методы. Сопоставлены государственная историческая политика в сфере образования и репрезентация героев в курсе истории с реалиями и вызовами текущей исторической ситуации для России; проанализированы значимые исследовательские подходы к проблемам исторического образования, социальной памяти и манипуляции сознанием. В исследовании применены методы: историко-генетический, сравнительно-исторический и историкосистемный.

Результаты. Выявлено фундаментальное несоответствие существующего и насаждаемого в российском историческом образовании пантеона национальных героев интересам национальной безопасности России. Установлены диссонансы и конфликты в наборе персоналий, преподносимых российским школьникам в качестве национальных героев – образцов для подражания. Сделан принципиальный вывод о необходимости чёткой формулировки пантеона национальных героев, чёткого указания антигероев для внесения определённости и формирования внятного перечня ценностей в сознание юных граждан России.

Теоретическая и/или практическая значимость. Аккумулированная и соответствующим образом интерпретированная в статье информация, полученные по итогам анализа выводы и рекомендации могут быть использованы в нескольких ракурсах. В частности, для дальнейших научных исследований актуальных проблем российского образования. Также для выработки и реализации практических мер по изменению и содержания и методологии школьного курса истории Отечества в русле защиты долгосрочных интересов России как самобытного цивилизационного субъекта в мировой истории, формирования созидательного патриотического мировоззрения у поколения молодых россиян.

Об авторе

А. Э. Ларионов
Государственный университета просвещения
Россия

Ларионов Алексей Эдиславович – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Ассман А. Забвение истории – одержимость историей. М.: НЛО, 2019. 552 с.

2. Восприятие советского прошлого в контексте формирования новых идентичностей, войн памяти и образа будущего на постсоветском пространстве / В. Э. Багдасарян, В. В. Журавлёв, А. Э. Ларионов, С. Н. Федорченко, Э. Э. Шульц. М.: Проспект, 2022. 304 с.

3. Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Идентичность и символический хронотоп. М.: Канон+, 2021. 303 c.

4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2001. 862 с.

5. Кикнадзе В. Г. Как защитить свою историю? М.: Вече, 2022. 304 с.

6. Липман М. А. Пантеон национальных героев как элемент символической политики. Монументальные практики постсоветской России и общественные представления о выдающихся исторических личностях // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе / под ред. В. Лапина, А. Миллера. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2021. С. 38–64.

7. Мифы о прошлом в современной медиасреде: практики конструирования, механизмы воздействия, перспективы использования / А. Г. Иванов, С. В. Тихонова, А. А. Линченко, И. П. Полякова. СПб.: Алетейя, 2023. 330 с.

8. Преподавание военной истории в России и за рубежом / ред. К. А. Пахалюк. М., СПб.: Нестористория, 2018. 432 с.

9. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М.: Колибри, 2021. 800 с.

10. Черкасова В. П. Медиа-манипулирование общественно-политическим сознанием: телевидение и интернет. М.: Весь мир, 2019. 149 с.


Рецензия

Просмотров: 273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5156 (Print)
ISSN 2949-5164 (Online)