Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Расширенный поиск

Отношение к руководителям СССР в контексте исторического образования россиян

https://doi.org/10.18384/2949-5164-2023-4-44-52

Аннотация

Цель. Выявить особенности социальной памяти российского общества о руководителях СССР.
Процедура и методы. Основанием для настоящей статьи служат данные социологических исследований, проведённых авторским коллективом в рамках реализации научного проекта РФФИ № 21-09-43023. Полученные социологические материалы интерпретировались в рамках комплексного подхода с использованием идеографического и историко-генетического методов. Социальная память российского общества о советских государственных лидерах рассматривается как динамический экспланандум, развивающийся в контексте происходящих в стране политических, социокультурных и экономических трансформаций.
Результаты. Собран и систематизирован большой эмпирический материал о восприятии россиянами советской эпохи через призму мемориальных образов и ретроспективных оценок ключевых фигур отечественной истории ХХ столетия. Выявлен принципиальный факт изменчивости восприятия в российском общественном сознании лидеров СССР в зависимости от текущей ситуации в стране. В то же время удалось установить сложную структуру представлений об отдельных лидерах и периодах их правления в истории СССР. Общий образ советской эпохи через портреты правителей склоняется к положительным оценкам. Ревизионистские и негативные интерпретации важнейших персоналий и событий советской эпохи не занимают доминирующего места.
Теоретическая и/или практическая значимость. Анализ и интерпретация эмпирических данных социологических опросов позволили установить в качестве теоретических закономерностей периодические флуктуации социальной памяти об СССР и сложный характер зависимости исторического сознания от текущей ситуации, исторической политики и исторического образования, что позволяет говорить о факторном характере формирования и развития исторической памяти об СССР. Кроме того, авторы пришли к выводу о необходимости существенных изменений в содержании исторического образования и подготовке учителей истории, введении в образовательные программы специальных элементов когнитивного противодействия попыткам фальсификации истории.

Об авторах

В. Э. Багдасарян
Государственный университет просвещения
Россия

Багдасарян Вардан Эрнестович – доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



А. Э. Ларионов
Государственный университет просвещения
Россия

Ларионов Алексей Эдиславович – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России средних веков и нового времени

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Э. Э. Шульц
Государственный университет просвещения
Россия

Шульц Эдуард Эдуардович – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России средних веков и нового времени

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Байбурин А. К., Келли К. Эпоха Брежнева в антропологической ретроспективе // Антропологический форум. 2018. № 37. С. 9–19.

2. Взгляд молодёжи на советскую эпоху: между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти / В. Э. Багдасарян, В. В. Журавлёв, А. Э. Ларионов, С. Н. Федорченко, Э. Э. Шульц // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 1. С. 85–97.

3. Восприятие советского прошлого в контексте формирования новых идентичностей, войн памяти и образов будущего на постсоветском пространстве / В. Э. Багдасарян, В. В. Журавлёв, А. Э. Ларионов, С. Н. Федорченко, Э. Э. Шульц. М.: Проспект, 2022. 304 с.

4. Информационные факторы формирования исторического сознания молодежи (на примере изучения представлений о Великой Отечественной войне) / В. Э. Багдасарян, А. Э. Ларионов, С. И. Реснянский С. Н. Федорченко Э. Э. Шульц // Вопросы истории. 2022. № 8-1. С. 34–49.

5. Ковадин М. А., Фофанова К. В. Советский Союз как часть коллективной памяти молодёжи: социологический анализ // Социальные нормы и практики. 2020. № 3. С. 63–73.

6. Между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти: мат-лы науч. конф. Ч. II. / отв. ред. В. В. Журавлёв. СПб.: Наукоёмкие технологии, 2021. 223 с.

7. Отношение российского общества к СССР: результаты социологического опроса 2022 г. / В. Э. Багдасарян, В. В. Журавлёв, А. Э. Ларионов, Э. Э. Шульц // Образ СССР в социальной памяти поколений современной России и бывших советских республик: мат-лы науч. конф. / отв. ред. В. В. Журавлёв. СПб.: Наукоёмкие технологии, 2022. C. 115–130.

8. Шульц Э. Э. Ленин и характерные особенности Русской революции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 2. С. 24–34.

9. Шульц Э. Э. Ленин: проблемы осмысления собственной истории // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2021. № 464. С. 159–170.

10. Exogenous factors of memory formation about the great soviet era in contemporary Russia / A. Larionov, V. Baghdasaryan, S. Fedorchenko, E. Shults // Linguistics and Culture Review. 2021. Vol. 5. № S3. P. 1597–1605


Рецензия

Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5156 (Print)
ISSN 2949-5164 (Online)