ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В XVIII ВЕКЕ
https://doi.org/10.18384/2310-676X-2022-3-50-59
Аннотация
Цель. Рассмотреть историко-культурные предпосылки и характер траектории исторической динамики изменения высшего образования в социо-культурном пространстве Санкт-Петербурга.
Процедура и методы. При проведении исследования использовались сравнительно-исторический метод (благодаря которому мы можем вычленить общее и частное в исторических явлениях, этапы и тренды их развития) и системный метод (соответствующий нашим типологическим представлениям о системе высшего образования как подсистеме структуры более высокого порядка – социокультурной системы России и Западной Европы в целом).
Результаты. В работе рассмотрены и охарактеризованы этапы развития системы образования в Санкт-Петербурге и России в XVIII веке. Представлена характеристика данных этапов и их эволюции в течение определённого исторического периода.
Теоретическая и/или практическая значимость. На основании исторических источников были выявлены особенности создания и развития системы образования в России и Санкт-Петербурге в XVIII в.: её включённость в культурно-исторический контекст Западной Европы; англо-французское противостояние в европейской политике данного исторического периода; ключевая роль в процессе создания и развития системы образования в России императорского правительства.
Об авторах
А. Н. ФанталовРоссия
Фанталов Алексей Николаевич – кандидат культурологии, доцент, старший преподаватель
191002, г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11/13
М. А. Малязина
Россия
Малязина Маргарита Александровна – специалист 1-й категории учебного управления
191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48
Список литературы
1. Альгаротти Ф. Русские путешествия. Письма о России / пер. с итал. М. Талалая. Спб.: Крига, 2006. 173 с.
2. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. 496 с.
3. Анисимов М. Ю. Российская дипломатия в Европе в середине XVIII века: От Ахенского мира до Семилетней войны. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. 344 с.
4. Егоров В. И. Голштинские войска и дворцовый переворот 1762 года. М.: Фонд «Русские Витязи», 2016. 120 с.
5. Емелина М. А. Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. // Вопросы истории. 2007. № 7. С. 29–45.
6. Ивонина Л. И. Война за испанское наследство. Смоленск: СмолГУ, 2010. 318 с.
7. Корнетов Г. Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: учеб. пособ. М.: АСОУ, 2007. 119 с.
8. Курукин И. В. Анна Леопольдовна. М.: Молодая гвардия, 2012. 302 с.
9. Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1905. 742 с.
10. Петрова М. А. Екатерина II и Иосиф II: Формирование российско-австрийского союза: 1780– 1790. М.: Наука, 2011. 419 с.
11. Петрухинцев Н. Н. Внутренняя политика Анны Иоанновны (1730–1740). М.: Политическая энциклопедия, 2014. 1062 с.
12. Ржеуцкий В. В тени Шувалова. Французский культурный посредник в России барон де Чуди [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2010. № 5. URL: https://www.nlobooks.ru (дата обращения: 03.05.2022).
13. Семёнов П. Н. Биографические очерки сенаторов. М.: Общество истории и древностей российских при Московском университете, 1886. 229 с.
14. Сухопутный шляхетный кадетский корпус (ныне 1-й Кадетский корпус) при графе Минихе: исторический очерк. Вып. 1 / сост. П. Лузанов. Спб.: Книгопечатня Шмидт, 1907. 188 c.
15. Федюкин И. Граф А. И. Остерман и проект реформирования Морской академии // «Регулярная академия учреждена будет...»: образовательные проекты в России в первой половине XVIII века / сост. И. Федюкин, М. Лавринович. Т. 11. М.: Новое издательство, 2015. С. 176–179.