Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Расширенный поиск

ВИДЕОИГРЫ КАК РЕСУРС ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ НАЦИЗМА, НАЦИОНАЛ-ШОВИНИЗМА И МИЛИТАРИЗМА: НЕРАСКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

https://doi.org/10.18384/2310-676X-2022-3-39-49

Полный текст:

Аннотация

Цель. Выработка игровых алгоритмов, использование которых дискредитировало бы в глазах целевой аудитории – геймеров – идеологию и практику нацизма, национал-шовинизма и милитаризма в ходе прохождения исторической видеоигры (в рамках жанра RPG1).
Процедуры и методы. В исследовании используются сравнительный и структурный анализ, а также элементы политического моделирования. Автором проведено изучение оригинальных и инновационных механик видеоигр, призванных оказывать масштабное воздействие на модель восприятия геймера и состояние его психоэмоциональной сферы, в т. ч. с целью интеграции либо десакрализации определённых ценностей и детерминируемых ими моделей мышления, поведения и идентичности. Эмпирическую основу исследования образует комбинация кибернарратива и исторических фактов относительно событий Великой отечественной войны.
Результаты. Раскрыт вопрос о неиспользованном потенциале применения видеоигр как ресурса противодействию реабилитации нацизма, национал-шовинизма и милитаризма. Выработана оригинальная модель процесса реабилитации нацизма, национал-шовинизма и милитаризма в рамках формирования культурной памяти. Разработан авторский подход к деконструкции в рамках видеоигры нарративов, используемых в массовой культуре для реабилитации нацизма, национал-шовинизма и милитаризма.
Теоретическая и/или практическая значимость. Разработана концептуальная модель процесса реабилитации нацизма, национал-шовинизма и милитаризма в современных произведениях массовой культуры. Сформулированы практические рекомендации по деконструкции соответствующих нарративов в рамках игр жанра RPG.

Об авторе

С. И. Белов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Белов Сергей Игоревич – доктор политических наук, доцент кафедры российской политики

119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 363 с.

2. Белов С. И. Компьютерные игры как инструмент реализации политики памяти (на примере отображения событий Великой Отечественной войны в видеоиграх) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2018. Т. 20. № 1. С. 96–104.

3. Белов С. И., Кретова А. А. Компьютерные игры как ресурс реализации политики памяти: практический опыт и скрытые возможности (на материалах позиционирования событий Великой Отечественной войны) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 1. С. 54–63.

4. Варбург А. Великое переселение образов / пер. с нем. Е. Козиной. М.: Азбука-классика, 2008. 381 с.

5. Ветушинский А. Игровые платформы воображают за нас: конец воображения в видеоиграх // Новое литературное обозрение. 2019. № 4 (158). С. 186–199.

6. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Цифровые стигматы как инструмент манипуляции массовым сознанием в условиях современного государства и общества // Социологические исследования. 2018. № 11 (415). С. 117–123.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. А. Б. Гофман. М.: Наука, 1991. 572 с.

8. Ефремов В. Г., Сломинская Е. В. Обучение истории с помощью компьютерных игр // Cовременная наука: теоретический и практический взгляд: сб. ст. междун. науч.-практ. конф. Уфа, 1 июня 2015 г. / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. С. 107–110.

9. Иванов А. Г. Компьютерные игры в обучении истории // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3 (59). С. 134–138.

10. Калмыков В. А. Видеоигры и патриотизм: виртуальные экстрасоциальные практики в формировании образа России // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2014. № 1. С. 296–301.

11. Некоторые итоги социологического исследования «Компьютерные игры и политика памяти» / С. Н. Федорченко, Е. В. Карлявина, Д. О. Тедиков, Р. А. Маркарян, К. В. Теслюк // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2. С. 90–105.

12. Приборович А. А. Компьютерная игра в латентном обучении истории // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 2008. № 35. С. 214–215.

13. Федорченко С. Н. Интерпретация событий Великой Отечественной войны в компьютерных играх: риски и перспективы легитимации режима через политику памяти // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 5. С. 427–438.

14. Царегородцева А. А., Сафронова А. И. Формирование интереса к мировой истории с помощью компьютерных игр (на примере серии игр Assassin`S Creed) // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сб. ст. X Междун. науч.-практ. конф. Пенза, 10 июня 2017 г. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 144–146.

15. Чёрный С. Ю. Конструирование прошлого в видеоиграх: игрок как потребитель и соавтор исторического нарратива (проект «Europa Universalis IV») // Шаги/Steps. 2017. Т. 3. № 2. С. 77–97.

16. Шашков В. А., Миронычева В. Ф. Потенциал компьютерной игры как одного из средств повышения мотивации к изучению истории // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 12 (29). С. 1055–1056.

17. Юл Й. Рассказывают ли игры истории? Краткая заметка об играх и нарративах // Философско-литературный журнал Логос. 2015. Т. 25. № 1 (103). С. 61–78.

18. Bronnikov I. A., Gorbachev M. V. Grassroots and hybrid civic initiatives: features of politicization // Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. 2021. Vol. 24. № 2. Р. 1–8.


Рецензия

Для цитирования:


Белов С.И. ВИДЕОИГРЫ КАК РЕСУРС ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ НАЦИЗМА, НАЦИОНАЛ-ШОВИНИЗМА И МИЛИТАРИЗМА: НЕРАСКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2022;(3):39-49. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2022-3-39-49

For citation:


Belov S. VIDEO GAMES AS A RESOURCE TO COUNTER THE REHABILITATION OF NAZISM, NATIONAL-CHAUVINISM AND MILITARISM: UNREVEALED POTENTIAL. Bulletin of the State University of Education. Series: History and Political Sciences. 2022;(3):39-49. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-676X-2022-3-39-49

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.