Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Расширенный поиск

СОКОЛ КАК СОЛЯРНЫЙ СИМВОЛ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И У СЛАВЯН-ЯЗЫЧНИКОВ

https://doi.org/10.18384/2310-676X-2021-4-134-140

Аннотация

Цель. Сравнить солярные образы сокола в славянской и древнеегипетской мифологии для выявления общих и отличных черт. Процедуры и методы. Проанализированы мифологические представления славян-язычников и древних египтян о солярной природе сокола и его связи с миром мёртвых. При сопоставлении выявляется схожесть и различия этих представлений. Рассмотрена роль сокола-солнца в свадебной славянской обрядности. Использованы методы сравнения и анализа. Результаты. Проведённый анализ показал, что сокол и в славянской, и древнеегипетской мифологии олицетворял солнце. Но у славян он символизировал исключительно солнце в зените. Свидетельство этому - отсутствие его образа в текстах похоронных обрядов. В свадебной песне он являлся метаморфическим изображением жениха и часто на протяжении целой песни - единственным его обозначением. А в Древнем Египте сокол олицетворял солнце в его различных ипостасях: на восходе, в зените, на закате и ночное время суток. Теоретическая и/или практическая значимость. В заключении статьи автор делает выводы о наличии общих черт в мифологических представлениях о солнце как божественном соколе в языческих верованиях таких далеких друг от друга народов, как славяне-язычники и древние египтяне. Только у славян сокол - жизнеутверждающее начало, олицетворяющий солнце в зените, наполняющее своей силой и дающее новую жизнь, а у египтян - полуденное, заходящее и даже умершее солнце, т. е. проходящее через подземный мир мёртвых.

Об авторе

Т. П. Морозова
Московский политехнический университет
Россия


Список литературы

1. Бадж Э. А. У. Древний Египет: духи, идолы, боги. М.: Центрполиграф, 2009. 478 с.

2. Бадж Э. А.У. Легенды о египетских богах. М.: Академический проект, 2019. 208 с.

3. Бадж Э. А. У. Религия и магия Древнего Египта. М.: Ломоносовъ, 2017, 222 с.

4. Гульц Ю. Языческая мистерия славян. Посвящение светлым богам. Очерки. Воронеж: Река Времени, 2005. 127 с.

5. Левинтон Г. А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда, // Путилов Б. Н. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. С. 162-170.

6. Мансикка В. Представители злого начала в русских заговорах. СПб., 1909. 28 с.

7. Миклошич Ф. Изобразительные средства славянского эпоса. М., 1895. 34 с.

8. Мюллер М. Египетская мифология. М.: Центрполиграф, 2007. 334 с.

9. Попова А. Русь и славяне в поисках прародины: ритмы истории. М.:ЭКСМО, Яуза, 2004. 603 с.

10. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М: Академический проект, 2019. 806 с.

11. Странников В. Ю. Египет. Культура, религия, архитектура Древнего Египта. М: Профит Стайп, 2021. 700 с.

12. Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов. М.: Восточная литература, 1996. 295 с.

13. Флоринский В. М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни. Ч. 2. Вып. 2. Томск, 1897. 398 с.

14. Шейн П. В. Русские народные песни. Ч. 1. М., 1870. 568 с.


Рецензия

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5156 (Print)
ISSN 2949-5164 (Online)