Новороссия или вековечные украинские земли? Северное Причерноморье и Приазовье в XVII–XVIII вв. в трактовке украинских учебников
https://doi.org/10.18384/2310-676X-2022-4-19-26
Аннотация
Цель. Выявить и определить, какие представления о прошлом преимущественно русскоязычных территорий формируются у учащихся и с помощью каких приёмов реализуются в украинских учебниках официозные воспитательно-образовательные цели.
Процедура и методы. Проведён анализ учебного нарратива с точки зрения его соответствия научным фактам и интерпретациям. При этом раскрываются приёмы (умалчивание одних фактов и преувеличение исторического значения других и т. д.), использование которых создаёт негативное представление о роли России в судьбе Украины в целом и всегда.
Результаты. Выявлена местами завуалированная, а местами прямая фальсификация истории Северного Причерноморья и Приазовья, а также взаимоотношений украинского народа с Россией. Замалчиваются поддержка со стороны России национально-освободительной войны против польско-католического шляхетства, политические и экономические выгоды от присоединения Гетманства к России; создание новых городов и условий для развития, промышленности, торговли, культуры. Главное, что исчезает из истории полиэтнического заселения Причерноморья и Приазовья, так это дарение переселенцам, в т. ч. и украинцам, завоёванных Россией земель Дикого поля и других земель.
Теоретическая и/или практическая значимость. Установлена роль украинских школьных учебников в формировании националистических представлений о прошлом, в частности, мифа об исключительном историческом праве Украины на полиэтнические и преимущественно русскоязычные территории Северного Причерноморья и Приазовья.